60-летие отмечает сегодня человек, ответственный за гармоничное, слаженное звучание “тяжелой меди” Ульяновского государственного академического симфонического оркестра. От него зависит творческий порядок на “галерке” оркестра, где сидят тромбонисты и тубист. А еще он – солист духового квинтета “Волга-брасс”, преподаватель музыкального училища и факультета культуры и искусства УлГУ. Разрешите представить: Иван Шилов.

Подкупил квартирой
Шилов называет Ульяновскую область, которую он вместе с оркестром и квинтетом исколесил вдоль и поперек, родным местом. Но родился он ниже по Волге, в Волгоградской области. Музыкальное училище кончил еще ниже – в Астрахани, высшее образование получил в Саратове. С педагогом ему очень повезло: тогда в консерватории преподавал профессор Борис Манжора, о котором шутили, что он лучший тромбонист среди музыковедов и лучший музыковед среди тромбонистов – из-за двух полученных специальностей. Шилов думал, что станет артистом симфонического оркестра и даже начал работать в оркестре Саратовской филармонии, но молодого выпускника отправили в армию. Затем Иван перебрался в Днепропетровск, но его жену тянуло домой, в Саратов, и через пару лет семья вернулась. Работы не было, и долгие четыре года музыкант играл в эстрадном оркестре местного цирка. Несоответствие стремлений и ожиданий скучной рутине привело к творческому разладу, и молодой тромбонист начал искать другие пути.
В 1988 году Эдуард Серов, создавший наш оркестр, организовывал оркестр в Волгограде. Шилов съездил туда, прошел прослушивание, а потом поехал в Ульяновск, к другу-тромбонисту Владимиру Краснову. Тот привел его к Николаю Алексееву – дирижеру нашего симфонического, и он принял Шилова на работу.
– Купил меня квартирой, – смеется музыкант. – Тогда областью руководил Горячев, он поддерживал симфонический оркестр, и я сразу смог перевезти сюда семью. А вскоре пришел ответ из Волгограда: меня приняли. Но я отказался, потому что уже начал работать в Ульяновске. А с Серовым и Волгоградским оркестром в начале 2000-х годов я все-таки немного поработал – ездил с ними в Германию на гастроли.

Посвящение квинтету
Тогда же, в 1988 году, молодой еще трубач Валерий Уткин решил создать духовой квинтет “Волга-брасс “. Шилов загорелся этой идеей и даже сел за незнакомый ему инструмент – тубу.
– Приличный тубист в городе был, но нам нужен был классный музыкант, – рассказывает Иван Николаевич. – И тогда я сидел ночами в филармонии, со слезами на глазах работал, а в итоге лет 15-17 на тубе играл. Сейчас меня заменил молодой тубист Сергей Миронов. В 80-е годы на весь мир гремел духовой квинтет “Canadian brass quintet”, который объехал свет с ретроспективной программой, охватывающей музыку от классики до джаза. На этой волне по России образовалось много брасс-квинтетов – и наш в том числе. Тем более что мы были молодыми, нам хотелось дружить, музицировать, делать что-то для себя, для творческого роста, а заодно получать дополнительный доход.
Мало кто из композиторов писал музыку для квинтета медных духовых инструментов. Аранжировать, то есть перекладывать музыку для этого состава, поручили Шилову – эта работа требует отличного знания особенностей каждого инструмента в ансамбле, художественного вкуса. Коллеги говорят, что Шилов обладает этими качествами, хотя музыкант признает, что примерно из 20 аранжировок удачными оказываются пять-семь.
– На медь хорошо ложится полифония – Бах, Гендель. Чайковский тоже хорошо звучит. Для нашего детского театра мы переложили для квинтета музыку из сказок “Бременские музыканты”, “Приключения Буратино”, неплохо получается эстрадная и популярно-джазовая музыка. Можно играть классику в современной аранжировке – я делал это с темой из увертюры “Ромео и Джульетта” Чайковского.
Квинтет брался и за очень сложные программы – такие, что пятерка профессионалов вспоминала студенческие времена и усердно занималась. Наградой были лауреатства на конкурсах в Харькове, Нарбонне (Франция), Мёрсе (Германия), гастроли в Хорватии, Норвегии, Швеции, Польше, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде и, конечно, районах Ульяновской области. Московский композитор Олег Облов посвятил нашему квинтету несколько произведений и специально для него написал сюиту “Сказочные образы”. “Волга-брасс” первым исполнил музыку английского композитора Тимоти Муура – сыграли его сочинения в Лондоне и Кембридже. В 2000-х годах квинтет позвали на конкурс в Корею, но уже не в качестве конкурсантов, а как приглашенных музыкантов и членов жюри. Вдоволь поработав с чужой музыкой, Шилов стал сочинять свою. Любитель легкого джаза и панк-рока, он писал миниатюры для квинтета духовых инструментов – нечто в духе популярных в 70-80-е годы команд “Чикаго” и “Земля, ветер, огонь”.

Теплая компания
В последние годы больше интересной работы у Шилова бывает в симфоническом оркестре. Пережив трудный период с частой сменой художественного руководителя, оркестр обрел строгого профессионального дирижера – Олега Зверева. В этом году, считает Шилов, наиболее удачно прозвучала Пятая симфония Шостаковича. К удовлетворению музыканта, в оркестре сейчас сложилась хорошая группа духовых инструментов – и деревянных, и медных. Великолепные гобоисты, отличные флейтисты, крепкие кларнеты и фаготы. Стабилизировалась группа тромбонов – это два бывших ученика Шилова – Антон Беляков и Андрей Беленкин, а также Андрей Козин, который тоже учился в Саратове у Манжоры. Сильный трубач – Андрей Москалев, которого дополняет его ученик Сергей Логинов. Не хватает только валторнистов – их в оркестре должно быть шестеро, а работают только четверо. “Тяжелая” медь без дела не сидит: тромбонистам есть где себя показать – Чайковский в Шестой симфонии написал потрясающий хорал для меди, прекрасные соло тромбона есть во Второй симфонии Малера, Пятнадцатой – Шостаковича, очень сложное – в “Болеро” Равеля. Творить и творить!

Анна Школьная