Разговоры о новом Генеральном плане Ульяновска ведутся уже более трех лет, но новый план публично так и не был представлен. Есть ли он вообще, и что он скрывает? Мы провели расследование, нашли ответы на эти вопросы и выяснили содержание нового Генплана. Которого, впрочем, скорее всего не будет. Хронология событийПодготовка к разработке нового Генерального плана города началась более трех лет назад. В сентябре 2013 года администрация Ульяновска приняла постановление «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план Ульяновска», необходимое для полноценной реализации постановления мэрии города от еще 2007 года «Об утверждении Плана реализации Генерального плана г. Ульяновска».
Основная идея администрации заключалась в том, чтобы провести создание фактически нового Генерального плана города как изменения в существующий Генплан, принятый в 2007 году. Именно такая формулировка в итоге и стала фигурировать в техническом задании на разработку нового Генплана. Соответствующий конкурс был объявлен в конце 2013 года, а его результаты стали известны в феврале — победителем стало питерское ОАО «РосНИПИУрбанистики», которое стало единственным допущенным участником тендера. Стоимость разработки Генплана город тогда оценивал в без малого 12 миллионов рублей, при этом в качестве обоснования необходимости проведения работ приводилась необходимость: снятия санитарной зоны вокруг заволжского «Арсенала», приведения границ города в соответствие с реальностью, а также учета интересов застройщиков, занятых жилищным строительством. В последнем случае речь шла в первую очередь о микрорайонах «Запад» и «Восток». По словам главного архитектора Центра пространственной информации ГУП МО «НииПИ градостроительства» Александра Антонова, подобный подход администрации Ульяновска на момент составления технического задания не был уникальным. «Действовал всего один пространственный принцип, который гласит, что людям не хватает жилья» – уточняет господин Антонов, обращая внимание на то, что ситуация на тот момент была для всех городов похожей: «Была поставлена задача сверху-строить. За нее поощряли или наказывали». В итоге «РосНИПИУрбанистики» начало разработку Генплана, который в виде картинок был публично представлен лишь два раза — в июле и сентябре 2014 года на областном градсовете. Тогда план представляла главный архитектор проекта Зоя Федулова, а после презентации план так и не был представлен публично. Все, что было доступно, – это лишь слайды из презентации в небольшом разрешении. Подобная ситуация в совокупности с неясностью даты проведения обязательных публичных слушаний вызвала достаточно широкое обсуждение среди ульяновцев, которые стали подозревать, что новый Генплан готовится в полной тайне и даже называли его «бомбой».
«Бомба» оказалась крайне замедленного действия. В декабре того же 2014 года губернатор потребовал представить Генплан и провести общественные слушания до февраля 2015 года. Ничего не произошло. В апреле прошлого года тот же губернатор на презентации стратегии развития Ульяновска до 2030 года заявил, что новый Генеральный план Ульяновска должен быть увязан со стратегией, и поэтому его принятие необходимо отложить до конца 2015 или первого квартала 2016 года. Первый квартал 2016 года прошел, но нового Генплана так в публичном пространстве и не появилось. При этом уже на момент презентации стратегии развития Ульяновска был тихо запущен процесс изменения границ города для решения локальной задачи — включения в черту Ульяновска ОЭЗ «Заволжье» путем изъятия земли у Чердаклинского района. Общественные слушания по этому поводу были тихо проведены в пригородных поселениях, формально входящих в черту города, и столь же незаметно для ульяновцев были внесены соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки и действующий Генплан. Про проект «РосНИПИУрбанистики» уже и не вспоминали. Выжидание
Руководитель второй мастерской «РосНИПИУрбанистики» Галина Алиева утверждает, что новый Генеральный план города готов на 80%, но проектировщикам пришлось занять «выжидательную позицию», причем не по своей вине. По словам нашей собеседницы, с Генпланом Ульяновска «полная неопределенность, и ответов на вопросы мы не получаем». Оказалось, что процесс разработки был приостановлен по инициативе заказчика, а на запросы проектировщиков ответы ни город, ни область не дают. «Никакого к нам внимания» – утверждает госпожа Алиева и добавляет, что активные действия мастерская намерена начать с июля, когда вернется главный архитектор проекта.
Основную проблему проектировщики видят в том, что соответствующие полномочия в области архитектуры и градостроительства у Ульяновска некоторое время назад забрала область, которой город должен был передать все механизмы взаимодействия с проектировщиками и необходимую документацию. «Полномочия передали давно, но с нами <от области> никто не связывался» – удивляются архитекторы «РосНИПИУрбанистики», которые по условиям заключенного контракта не могут получить от города никаких денег до момента принятия и согласования нового Генерального плана. Наш источник, близкий к администрации Ульяновска, ничего удивительного в сложившейся ситуации не видит. «<В Генеральном плане> много скандальных вещей, которые заблокировал губернатор перед выборами. Генплан губернатор заблокировал. Любые публичные слушания будут <априори> скандальные. Взять хотя бы зеленые зоны» – отмечает наш собеседник.
Александр Антонов в этой связи отмечает, что подобная ситуация, когда Генплан заказывал город, когда у него были полномочия, а ныне все решает регион, не уникальна. По словам господина Антонова, во всех подобных случаях «истории были закрыты, деньги списаны, а область делает по новой, по своему». В качестве примера наш собеседник приводит Московскую область, где в 2012-2015 годах были приняты новые Генеральные планы в более, чем 300 муниципалитетах, но в итоге почти все были переделаны заново областью сразу же после получения соответствующих полномочий. «Непонятно, кто адресант этого Генплана <Ульяновска>, как документ он кончился» – резюмирует архитектор. Что в новом Генплане?В пресс-службе администрации Ульяновска нас уверили, что новый Генплан города «вроде бы готов», но предназначен для служебного пользования, и попросили время для уточнения вопроса, есть ли вообще где-то новый Генплан, или нет.
Впрочем, ответ на этот вопрос у нас уже был. Нам удалось получить доступ к «секретному» Генеральному плану «для служебного пользования». До момента перераспределения полномочий и «осознания необходимости актуализации документов территориального планирования в свете задач стратегического планирования» по администрации Ульяновска ходило несколько версий нового Генплана в разных стадиях завершенности. Нам удалось узнать содержание одной из последних версий, близкой к тем 80% готовности, в которых нас уверили в «РосНИПИУрбанистики». В текущей версии проекта нового Генплана оказались отражены те задачи, которые ставились перед разработчиками. Во-первых,вокруг «Арсенала» была уменьшена санитарно-защитная зона, но, вопреки нашим опасениям, лес между Майской горой и красноярской свалкой оказался окрашен в серый цвет и обозначен как земли Минообороны. Кстати, из Генплана пропала красноярская свалка, зато поля за поселком Колхозный оказались обозначены как земли, предназначенные под промышленную застройку.
Во-вторых, Генплан фиксирует те границы города, которые ныне существуют де факто, но не отражены в документах территориального планирования. В первую очередь речь идет о включении в границы города поселков в западной части, а также расширения границ на восток в направлении портовой ОЭЗ первого этапа запуска, которое, впрочем, уже отчасти состоялось. Кроме того, в границы Ульяновска оказались включены земли Агропромпарка Баратаевка от западного въезда в город до Карлинского, где запланирована промышленная и многоэтажная застройка, а также бывший танковый полигон, который проектировщики предлагают отдать под малоэтажную застройку на участке от поселка Водоканала до Поливно.
Есть в Генеральном плане и те самые «скандальные вещи», связанные в первую очередь с переводом ряда парковых и зеленых зон под застройку. Впрочем, большинство таких пятен оказалось связано с условно «зелеными» зонами, которые ныне наложены на пустыри и свалки, хотя есть и крайне неприятные исключения. Удивительно, но в их число не попал Заволжский лес, про опасения насчет которого мы неоднократно писали. Вопреки ожиданиям, лес остался лесом, хотя и в статусе городского. Профессиональные проектировщики, которые видели новый Генплан, на условиях анонимности поделились с нами и вполне «технологическими» недостатками документа. По словам наших собеседников, новый Генеральный план излишне детализирован. Например, дороги не просто пробиты в красных линиях, а внесены на план вместе с зелеными зонами вдоль них. Впоследствии такая детализация может крайне усложнить работу. Абсолютно лишними наши собеседники считают и огромные дорожные развязки «как в Москве», которые, очевидно, никогда не будут построены вовсе, и так далее. Мастер-план = отсутствию плана«Генплан должен быть рабочим документом, а вторым — мастер-план. Эти вещи не соблюдаются. Нельзя так работать с Генпланом как у нас, должна быть специальная структура, которая им занимается, постоянно вносит изменения» – считает руководитель ульяновского «Агентства территориального планирования» Андрей Никифоров.
«Есть мнение архитекторов, что надо детализировать. Но ныне нельзя детализировать, ибо мы не отвечаем за проект планировки» – уточняет Александр Антонов, поясняя свой тезис о том, что ныне в Генплане попросту нет задач. Суть в том, что большинство Генеральных планов городов в России, которые являются ныне актуальными, разрабатывались тогда, когда «казалось, что денег бесконечно, и застраивать будут много». В итоге единственной функцией документа оказалась узкая задача определять границы застройки, «расставляя школы, детские сады и стадионы», причем безо всякой привязки к возможностями развития коммуникаций. Теперь, когда ясно, что строить бесконечно нельзя, так как упал спрос, столь простой подход себя исчерпал, а Генеральные планы рискуют утратить тот единственный посыл, на котором они основываются, – людям не хватает жилья.
«Может не хватает зелени, а может коммуникаций, а может чего-то иного? Всего этого в Генплане нет. Надо уйти от этого — строить любой ценой, и зафиксировать эти принципы» – уверяет господин Антонов. В качестве примера можно привести Екатеринбург, где власти столкнулись с похожей проблемой. К 2013 году стало понятно, что существующий Генеральный план не соответствует реалиями. Тогда, так же как в Ульяновске, был заказан Генплан фактически на основе существующих ПЗЗ (т. е. обратно логике градостроительства) и уже существующих реалий. То есть, задачей проектировщиков стало обоснование уже принятых решений. Но было одно но — этот Генплан рассматривался как документ «ближнего прицела», на 8 лет. Все, что дальше, легло в основу стратегии пространственного развития и Генплана дальнего прицела, то есть тех документов, которые господин Никифоров называет мастер-планом. «Надо забывать историю и закрывать проект» – резюмирует господин Антонов, утверждая, что перспектив у нового Генплана Ульяновска в существующем виде нет. Судя по реакции области на запросы разработчиков, нет этих перспектив и в разрезе стратегического планирования, связать которое с Генпланом призывал губернатор, – про разработку условного мастер-плана Ульяновска никто из наших собеседников не слышал. |
|