Жильцы, приватизировавшие квартиры, вынуждены выплачивать накопленные муниципалитетами долги по взносам на капитальный ремонт.

Житель Ульяновска Александр в этом году решил приватизировать оставшуюся от родителей квартиру. Документы приняли сразу, и в назначенный день мужчина получил свидетельство на право собственности. Однако спустя месяц новоиспеченный владелец жилья обнаружил в почтовом ящике платежный документ, по которому ему, помимо счетов за коммунальные услуги, к оплате была выставлена задолженность по капремонту в размере шести тысяч рублей – за все время с момента начала действия региональной программы, то есть с декабря 2014 года.

По закону обязанность вносить взносы на капитальный ремонт лежит на собственнике жилого или нежилого помещения, что и делает большинство обитателей квартир (в регионе приватизировано около 90 процентов жилья), однако власти, призывая граждан к повышению платежной дисциплины, сами свои обязанности за редким исключением не выполняют. Большинство муниципальных образований даже не заложили в бюджете плату за капитальный ремонт муниципальных помещений, а те, кто это сделал, как правило, направляют средства на другие нужды. В итоге за муниципальные долги расплачиваются граждане.

В региональном Фонде модернизации ЖКК проблему задолженности муниципалитетов стараются не афишировать, боясь подорвать платежную дисциплину населения. Однако на одном из недавних совещаний в облправительстве врио губернатора Сергеем Морозовым было озвучено, что долг муниципальных образований перед Фондом «составляет порядка 300 миллионов рублей». Для сравнения, в год Фонд выставляет счетов по капремонту на сумму в 700 миллионов рублей. Если в целом уровень собираемости взносов в регионе сегодня составляет 86 процентов, то по юридическим лицам – всего 22 процента, отмечают в Фонде.

В Главрегионнадзоре области, куда обращаются владельцы только что приватизированных квартир, разводят руками, признавая действия Фонда вполне законными. Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, при смене права собственности к новому владельцу переходит и не исполненная предыдущим хозяином помещения обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Пострадавшим, которых с каждым днем становится все больше, предлагают обращаться в суд за признанием долга за муниципалитетом, но тех такая постановка вопроса возмущает: почему этого за полтора года, что копился долг, не сделал Фонд, а, едва квартира приобрела нового собственника, выставили ему чужие счета разом?

Получается, что людей власти обманули трижды. Во-первых, по закону о приватизации муниципалитет до передачи жилья в собственность обязан привести его в порядок, то есть отремонтировать за свой счет. Ни в одном из случаев этого сделано не было, поэтому жильцы домов вынуждены обращаться в суды и годами ждать исполнения решения. Во-вторых, оплачивать накопленные муниципалитетами долги. В-третьих, заложниками сложившейся ситуации стали не только граждане, воспользовавшиеся правом на бесплатную приватизацию, но и сотни тысяч добропорядочных плательщиков, вынужденных из своего кармана оплачивать ремонт домов, во многих из которых есть муниципальные квартиры и нежилые помещения.

Дмитрий МИНАЕВ