Многие горожане знают о том, что Ульяновский автозавод был организован во время Великой Отечественной войны. Но наверняка далеко не все ульяновцы в курсе тех масштабов и поистине фантастических сроков, в которые была выполнена эта работа.

Почти восемь тысяч вагонов
Именно столько понадобилось железнодорожной техники, чтобы эвакуировать из Москвы огромный завод имени Сталина. Грандиозный переезд крупнейшего советского предприятия произошел осенью 1941 года. Решение о полной эвакуации было принято из-за фашистской угрозы, нависшей над столицей. Пунктами размещения ЗИС стали города Щадринск, Троицк, Челябинск и Ульяновск. По этим адресам и направили 12800 единиц оборудования, для перемещения которого потребовалось 7708 вагонов и платформ.

Поступающее оборудование первоначально размещалось на складах государственного таможенного управления. Склады фактически представляли собой ощатые и кирпичные строения арачного типа, расположенные вдоль двух железнодорожных веток в Киндяковке. Прежде всего предстояло освободить складские помещения, доверху набитые тяжелыми слитками дорогих сплавов, сотнями килограммов натурального каучука и ящиками с лекарствами.

Нечеловеческое напряжение
Работу по разгрузке нужно было проделать в считанные дни, чтобы не задерживать размещение прибывающего оборудования. Далее приведем некоторые скупые цифры, за которыми на самом деле стоит не просто трудовой подвиг – речь идет о невероятном, почти нечеловеческом физическом напряжении: ведь работы производились в основном вручную. Итак, представьте: эшелоны из Москвы прибывали с интервалами в два-три часа; грузили днем и ночью, бригады трудились по 12 часов. Большая часть многотонного оборудования переносилась на руках при помощи стальных листов, деревянных катков, тросов и веревок.

20 октября 1941 года из Москвы прибыли руководители и работники будущего Ульяновского автозавода. Их было полторы тысячи человек во главе с назначенным директором П.И. Шварцбургом. Эвакуированных «зисовцев» разместили в Лаишевке, Баратаевке, Арском, Кременках и других селах. Ряды москвичей пополнила ульяновская молодежь.

Ульяновские ЗИСы
Зимой 1942 года началось строительство новых корпусов в Засвияжье. Были использованы расположенные в том же районе недостроенные цеха завода авиационной промышленности. А уже весной 15 мая 1942 года приказом директора завода было объявлено: «Считать действующими следующие цеха автозавода: МСЦ-1, МСЦ-2 (механосборочные), цех нормалей, ЦСИА (цех сборки и испытания автомобилей), инструментальные первый и второй, термический с отделением металлопокрытий, механомонтажный и железнодорожный».

Даже специалисту такие темпы могут показаться невероятными. Уже в апреле 1942 года начался выпуск автомашин ЗИС-5В, в октябре 1942 года состоялся пуск главного конвейера, с которого к концу 1943 года сходило по 80-100 машин в сутки. В 1943 году удалось собрать 4,2 тысячи машин ЗИС-5В и несколько сотен трехосных грузовиков-вездеходов «Студебеккер-ЮСб-62». Завод также выпускал детали и заготовки для снарядов и мин.

Вместе с заводом – новый район
22 июня 1943 года было принято решение о строительстве в Ульяновске самостоятельного автомобильного завода. Исполком выделил за рекой Свиягой 200 гектаров земли под промышленную и жилищную застройку.

Завод был построен в кратчайшие сроки. Именно строительство предприятия положило начало самому крупному району города – Засвияжскому, главную улицу которого назвали Автозаводской. Первый собственный автомобиль – дизельный грузовик УльЗИС-253 – Ульяновский автозавод выпустил в 1943 году. Эта 3,5-тонная машина по экономности двигателя и динамическим качествам не уступала американскому «Студебеккеру»,за что и получила высокую оценку специалистов.

МКУ «Ульяновский городской архив», подготовлено по материалам музея УАЗ