Обозреватель vc.ru собрал самые интересные стартапы и ИТ-компании из Ульяновска и спросил предпринимателей, почему этот город стал «поволжской Кремниевой долиной», как им работается в Ульяновске и какие перспективы есть у города в плане развития стартапов и инновационных компаний.

«Буферная бухта»

Компания «Буферная Бухта» основана в 2008 году Сергеем Булаевым. Она издаёт популярный блог «Лайфхакер», который, по данным компании, читают 6,4 млн человек в месяц. До ноября 2015 года «Буферная Бухта» также издавала блог «Макрадар», посвящённый Apple и информационным технологиям.

«Лайфхакер» позиционирует себя как блог о мировоззрении, здоровье и спорте. 2 июля издание провело редизайн, сменив ленту публикаций на блочный дизайн, а также добавив боковое меню со списком рубрик. Сотрудники компании также разработали модуль Ringo, который позволяет в реальном времени управлять выводом статей.

Офис «Бухты» находится в Ульяновске. Там работают отделы разработки, дизайна, продаж, коллектив редакторов и штатных авторов. С учётом внештатных сотрудников, в «Лайфхакере» работают 40 человек.

«Купи батон!»

Компания «Купи батон!» делает одноимённое мобильное приложение-список покупок, а для зарубежного рынка выпускает продукт Buy Me a Pie!. Первая версия приложения выпущена в 2011 году. Изначально компания называлась «Скрипт», её основатели — Сергей Булаев и Олег Недерев.

На момент написания заметки приложения «Купи Батон!» и Buy Me a Pie! загрузили 7 миллионов человек. Ежедневно с приложением работают 90 тысяч пользователей.

Разработка, поддержка, управление и продвижение приложения осуществляется из единственного офиса компании в Ульяновске. В компании работают 18 человек: разработчики, тестировщики, маркетологи, специалисты клиентской поддержки, отдел технической поддержки, руководители.

В июне «Купи Батон!» выпустил бота Dinner Ideas для Facebook Messenger, который помогает найти рецепт для приготовления блюд. По словам представителя компании, им пользуются около 2 тысяч человек.

«Титиграм»

Сервис «Титиграм» запустился 27 марта 2015 года. Он предлагает оформить поздравление или другой текст на женской или мужской груди. «Титиграмку» можно оформить в двух форматах: «Экспресс» или «Премиум».

В формате «Экспресс» за 595 рублей можно написать сообщения на груди и в течение часа получить фотографию. В «Премиуме» за 1495 рублей можно выбирать модель, часть тела, на которой будет размещён текст, снимок в высоком разрешении без брендинга. За дополнительную тысячу рублей запишут видео.

Представитель «Титиграма» сообщил, что в начале июля сервис получил 10-тысячный заказ. Годовой рост пользователей в июне 2016 года составил 200%.

Как сообщил представитель проекта обозревателю vc.ru, в ульяновском офисе на постоянной основе работают 10 моделей, 6-7 сотрудников, трудящихся над развитием проекта и два человека, ведущих операционную деятельность.

Ульяновский наноцентр

В 2013 году в Ульяновске открылся местный наноцентр. Он расположен в индустриальном парке «Заволжье». Своей основной задачей наноцентр называет сопровождение технологического предпринимательства на ранних стадиях: поиск прорывных технологий, создание стартапов, экспертиза и консалтинг, предоставление в аренду специализированного технологического и аналитического оборудования.

Среди резидентов наноцентра компании, занимающиеся исследованием и разработкой новых материалов, инжинирингом технологических решений, созданием микроэлектроники, исследованиями в области альтернативной энергетики, созданием многофункциональных тонкопленочных покрытий для дисплеев, умных стекол, светодиодов.

Genext.pro

Один из проектов ульяновского наноцентра — Genext. Эта компания занимается генотипированием человека, растений, животных, разрабатывает реагенты. Genext — дочерняя компания «ТестГен», которая объединила под руководством Андрея Тороповского и Алексея Никитина молодых российских ученых энтузиастов из Самары, Москвы и Ульяновска.

Genext совместно с компанией «ТестГен» проводит разработки в области молекулярно-генетической диагностики: неинвазивная диагностика в акушерстве, жидкая биопсия в онкологии, digital PCR, неинвазивная диагностика рака простаты, диагностика мутаций и полиморфизмов, идентификация личности, определение степени родства, ПЦР тесты для диагностики патологий плода, сообщил обозревателю vc.ru Виталий Огинский, директор по развитию бизнеса компании «ТестГен».

184da72107df83 f4d001392d97df fa50000be0e1fd

Офис расположен на территории ульяновского наноцентра в индустриальном парке «Заволжье».

Ecwid

Компания Ecwid основана предпринимателем Русланом Фазлыевым. В 2008 году началась разработка продукта. Прародителем Ecwid стал X-Cart — движок для создания интернет-магазина, который дорабатывается под желания заказчика.

Ecwid — конструктор интернет-магазинов, не требующий от пользователя навыков программирования. Магазин можно разместить на сайте, в блоге, социальной сети. Ecwid пользуются более 700 тысяч человек в 175 странах мира.

В 2011 году Ecwid привлёк инвестиции от фонда Runa Capital в размере $1,5 млн, в 2014 году получил новый транш на $5 млн от фондов iTech Capital и Runa Capital.

Всего в Ecwid работает около 100 человек, из них в ульяновском офисе — 86. Также работают офисы компании в Самаре и Сан-Диего.

ca270eaaf9fe66

e7b2e8c9c84807

3331d192e766a2 a19a49fd842be7

46d5dcb8eef8bd

С 2014 года количество сотрудников увеличилось вдвое, а число специалистов клиентской поддержки выросло с 4 до 21.

Machinezone

Компания Machinezone разрабатывает мобильные MMO-игры, в том числе популярный тайтл Game of War, в который играют более 100 тысяч человек. На момент написания заметки представитель компании не ответил на запрос обозревателя vc.ru.

Mobirate

Mobirate создаёт популярные мобильные игры. Компания начала работу в 2003 году, её основатели Антон и Евгений Беловы. Начинали с разработки игр для PocketPC и Palm, затем переключились на платформу iPhone.

Самые успешные проекты компании: Parking Mania, Dead Ahead и RoverCraft с суммарным объёмом скачиваний 115 миллионов. Сейчас Mobirate работает над сиквелами этих игр и другими проектами, в том числе киберспортивными турнирами для Rovercraft и выпуском версии этой игры для Android.

В ульяновском офисе Mobirate работает 50 человек. Как сообщил Антон Белов обозревателю vc.ru, офис оформлен скромно, но компания работает над его улучшением.

Wizl

Wizl — мобильное приложение для поиска подарков. Создатели называют его «помощником, который поможет подобрать подарки на любой вкус, цвет и кошелек». Приложение распространяется по freemium-модели — загрузить его можно бесплатно, а за доступ ко всем идеям для подарков нужно доплатить 229 рублей.

Проектом руководит Павел Крылов. Партнеры и эдвайзеры: Александр Щербина (ITech), Сергей Булаев (Buy Me a Pie!) и Александр Егоров (GIFTD). Первая версия приложения запущена в октябре 2015 года.

В ульяновском офисе Wizl работает 10 человек.

7b44f2b3ece9bc 49e4a6562fe0e3 c162cfc8352931

Павел Крылов сообщил обозревателю vc.ru, что сейчас готовится вторая версия приложения для американского рынка. Также Wizl приобрела миноритарный пакет акций компании GIFTD и использует её технологии и экспертизу в сфере электронной коммерции для развития продукта.

На момент написания заметки приложение загрузили 60 тысяч раз. Через Wizl совершили покупки на чуть более 1 миллиона рублей. В первом раунде инвестиций проект привлек $300 тысяч.

***

Два ульяновских предпринимателя рассказали vc.ru, в чём причина появления такого количества стартапов в городе и можно ли его назвать «поволжской Кремниевой долиной».

 

Руслан Фазлыев,CEO Ecwid, член совета директоров X-Cart
На рубеже девятностых и двухтысячных город был крайне беден. Работы не было. Поэтому была мотивация её создавать. Стартапы — от безысходности.
Ульяновск — родина Ленина. В СССР была задача сделать его городом-открыткой. Филиал МГУ, сильный Политехнический вуз, мощная кафедра иностранных языков в Педагогическом — в городе были и есть совершенно невостребованные люди.
Ребята, что создали первые компании в городе, хорошо общались и продолжают общаться, помогают друг другу и обмениваются опытом. В городе есть не просто группа ИТ-специалистов, а действительно активное сообщество. Буквально через неделю, 15 июля это сообщество будет проводить Ulcamp — самую пляжную ИТ-конференцию в России. Мы ограничили ее 640 участниками, ведь еще Билл Гейтс говорил, что 640 КБ достаточно для каждого. Пляж, сосны, палатки и сверхбыстрый Wi-Fi — лучший ретрит для технарей. Приезжайте, кстати.
Когда мы начинали, инфраструктуру полностью строили сами. Даже медь (вначале) и оптоволокно (позже) сами себе прокладывали. Сейчас уже все построено, так что да, в Ульяновске хорошо работать.
В плане дальнейшего развития стартапов и инновационных компаний в городе, плохая новость заключается в том, что число стартапов фундаментально ограничено числом фаундеров и людей с продуктовой экспертизой, а таких немного. Хорошая новость в том, что у одной из моих компаний X-Cart долгая история успешной инкубации новых стартапов и людей, которые соображают в продукте. Схожая история и у ITech Group, или, например, у Сергея Булаева, основавшего «Интернетные Штучки», «Купи Батон!», «Лайфхакер». В общем, стартапы будут.
Алексей Пономарь,Руководитель проекта «Лайфхакер»
Называть Ульяновск «Кремниевой долиной» — слишком громко и пафосно (впрочем, как и любое другое место, кроме самой Долины). В Ульяновске так сильно развита ИТ-отрасль скорее по эволюционным причинам.
С начала 90-х и до середины 2000-х Ульяновская область плотно сидела в «Красном поясе» (голосовала за коммунистов) и благодаря этому являлась депрессивным регионом, соперничая по показателям с Чукоткой и иными аутсайдерами.
В начале 2000-х поколение, родившееся в начале 80-х, окончило вузы и вышло в «большую жизнь». Кто-то уехал в Москву или соседние Казань и Самару, кто-то пошел в наёмные работники, но часть из них решили попробовать зарабатывать на том, что им нравится делать, благо, в интернете клиентов с деньгами на тот момент было уже предостаточно. Это привело к настоящему буму веб-студий и фирм, работающих на аутсорсе. Часть из них затем превратилось в сильные продуктовые компании.
Проблем хватает, но многие из них носят общий, системный характер. Нам, к примеру, перманентно не хватает специалистов в области медиа, но взяться им здесь неоткуда. Учим сами. Но вообще быть ИТ-компанией в Ульяновске приятно, почетно и имеет некоторые бонусы (в частности, налоговые).
Что касается культуры стартапов, то я ее не наблюдаю и сомневаюсь в ее появлении в ближайшее время. Стартапить здесь некогда, зарабатывать на жизнь надо. Хотя почва для инноваций богатая — в городе нет ни одного монополиста во множестве ниш. Например, у нас не работает ни один крупный оператор такси.