В выходные в Новой Беденьге прошел фестиваль «Волжский путь». Военно-исторические клубы, реконструирующие сражения средневековья (в основном славянского), съехались на фестивальную поляну и показали зрителям, как раньше воевали. К сожалению, решились приехать на фестиваль немногие – отпугнул дождь. А вот участникам он не помешал.
А где фестиваль-то, куда идти?
Волжским путем на фестивале оказался не только сам фестиваль, но и дорога до него. Здесь все было организовано, увы, не очень хорошо. Мероприятие масштабное, интересное, билеты продавались заранее, но приехать смогли не все. Транспорт от города – это три рейса от улицы Марата в субботу на «ПАЗике». В воскресенье не было и его – автобус сломался. Известили об этом всех в субботу вечером. Ходила до фестивальной поляны также маршрутка 111, которая следует от парка Победы до Ундор. Из-за неорганизованности транспорта маршрутчиков обязали довозить желающих до фестиваля, а дорога там такая, что несчастные «ГАЗели» было просто жалко. В субботу их было жалко и самим водителям – они просто отказывались сворачивать с маршрута, чтобы ехать лишние три километра. Правильно делали – застряли бы. Поэтому люди, которые все-таки решились идти до фестиваля, шли по грязи. Дождь, зарядивший в субботу, сильно испортил фестиваль – людей было очень мало.
В воскресенье было лучше. Солнце и организаторы позволили маршруткам все-таки доезжать до поляны, вернее, до пропуска на фестиваль, от которого нужно было идти по утрамбованной грязи еще около километра до самого «Волжского пути».
– А где фестиваль-то, куда идти? – спрашивали люди, выходя из маршруток. Впереди была только одна дорога до него, и зрители шутили: вот это он и есть, волжский путь – дойти по грязи до местного археопарка с печальной усадьбой Колобка. Первое испытание для зрителей.
Недовольных, откровенно говоря, было много: не ясно, как приехать, не ясно, докуда довезут маршрутки. Кажется, всех неурядиц можно было бы избежать, во-первых, организацией нормального транспорта до фестиваля, во-вторых, палаточным лагерем для всех желающих. Как показывают фестивали вроде Грушинского или хотя бы ульяновских Ломов, люди, приезжающие с палатками, сами создают дополнительную атмосферу, которой сильно не хватило «Волжскому пути». А так за пределами ристалища складывалось впечатление пустоты.
И вдруг обнимаются
Зрители же подтянулись в основном уже в воскресенье. Например, приехал гость из Самарской области, который плюнул на свою Самару и ушел жить в деревню. Теперь сам мелет на мельнице зерно, делает муку, печет свой хлеб.
– В городе ты думаешь – делать мне что-то или нет? Взвешиваешь, ходишь… А в деревню приезжаешь и просто делаешь, – говорит он.
Пчеловоды на фестивале – тоже из Самарской области. Делают из меда все – от необычных сладостей до шампуня. «Это вы сами делаете? А это? А это?» – поражаются гости фестиваля, а те улыбаются и разводят руками: да, да, все сами делаем! Было бы посетителей больше, и таких идейных фермеров тоже приехало бы больше. Напротив – два парня с кофе. В чистом поле вкусного кофе встретить не ожидаешь, но у них напиток приятно порадовал. Рядом конкуренты, у которых посетителей куда больше: они продают медовуху и сбитень.
Бои начинаются не сразу – сначала концерт, сбивающий немного уныние. Зрители смотрят на пустое ристалище и вдруг видят – на горизонте колеблются копья, появляются островерхие шлемы и воины в доспехах и кольчугах. Солнце блестит на шлемах, отражается на умбонах щитов (металлическая деталь в самом его центре). Кажется, сейчас на нас, жителей XXI века, нападут витязи князя Галицкого. Но эти идут с миром. А вскоре выходят на ристалище и начинают сражаться друг с другом.
Сначала – финал турнира один на один. Бьются в несколько раундов – до пяти попаданий. Одно попадание – один балл. Симпатии зрителей на стороне пензенского воина, который накануне получил серьезную травму. Он занимает в итоге второе место, одолев одного из соперников. А первое достается человеку с прозвищем Стоян. И он воин скорее восточный, чем славянский – с саблей, конским хвостом на шлеме. Шансов соперникам он не оставляет.
Кстати, оружие у тех, кто изображает сражение, настоящее – только ненаточенное или закрытое мягким набалдашником, чтобы не нанести серьезную травму. Доспехи и кольчуги – реальные, тяжелые. Бутафории минимум. Но есть негласные правила для массовых сражений – попали мечом, садись или ложись, тебя убили. Все эти правила соблюдают. Занятие для честных людей.
После боев один на один начинаются показательные. Витязи демонстрируют взаимодействие лучников и пехоты. С одной стороны стоят лучники – с другой, спрятавшийся за щитами отряд пеших бойцов. Задача вторых – дойти до лучников «живыми». Получается не всегда – стрелы косят воинов одного за другим, они артистично лежат на земле, строй разваливается – и впору бежать. Еще несколько экспериментов – и начинается самое интересное: битва дружин.
Запомнились бои за сундук: с четырех сторон – четыре дружины, которые должны утащить на свою «базу» сундук, находящийся в центре. Ну или перебить всех остальных. Витязи из команды «Итиль» удачливее всех, но, как показалось со зрительских мест, только за счет силы – очень хорошо бились. Остальные пытались придумать тактику. Невольно начинаю болеть за «Галичей» – они ближе всего. Эти ребята то делают рывок к сундуку, то пытаются одолеть сначала одну команду, то ждут, пока остальные команды перебьют друг друга. Дважды они смогли притащить сундук . А все остальные попытки были достойными, но неудачными. Помчались на своих соперников, чтобы разобраться сначала с ними, а в это время им в спину зашла другая команда. «Галичи» «полегли» на противоположном участке поля, все до единого. После жестокого поражения решили поднять боевой дух – капитан, на вид лет 30-35, кричит: «Ритуальное сморкание!» Берет лоскутное несуразное знамя – и вся команда, падая перед ним на колени, то изображает будто вытирают пот со лба, то сморкаются. Капитан поднимает знамя и мчится по полю с улюлюканьем. Зрители хохочут, судьи с улыбками терпеливо ждут. Все это железо, звон мечей, сражения – хобби, которое доставляет людям удовольствие. Ведущие добавляют: все, кто здесь воюет, обычные люди – учителя, менеджеры, адвокаты, программисты. Просто они так развлекаются.
А самый важный момент боя – заключительный. Команды несутся с криками друг на друга, как в кино, того и гляди столкнутся в жестокой схватке – и вдруг обнимаются, смеются, подбадривают друг друга. Прощают обиды, нанесенные в бою. Несмотря на видимую жестокость такой забавы, атмосфера военно-исторических фестивалей заключается именно в этом жесте.
Сергей Гурьянов