Детство наших детей заканчивается с аттестатом 9 класса. Два следующих года для многих школьников -кошмарный сон. Все мысли старшеклассников и их родителей – о том, как и куда поступать будущему выпускнику. Если люди в помощь себе создали грибную карту, ягодную и дорожную, то почему бы, подумалось нам, не создать карту ульяновского абитуриента.
НАШЕСТВИЕ “ИНОПЛАНЕТЯН”
Вопросы “кем быть?” и “какое образовательное учреждение выбрать?” уходят на второй план и меркнут в свете проблемы непосредственно самой подготовки к экзаменам. К сожалению, за более чем десятилетнюю эпоху шагания ЕГЭ по руинам старой доброй советской образовательной системы к единому мнению о том, каким должен быть итоговый продукт, он же абитуриент, он же ребенок, педагоги школ и вузов так и не пришли. Понятие “натаскивание” ученика у каждого продолжает оставаться своим.
Преподаватели вузов желают видеть студента знающего, ищущего, думающего. Но в последние годы, как говорится, и купец не тот, и товар с дефектом.
Сегодня везде приводится статистика, торжественно рапортующая о том, сколько и каких экзаменов по ЕГЭ написали школьники, сколько 100-бальников и так далее. Только вот о том, что в целом по стране фактически более 20% одиннадцатиклассников не получили аттестат о полном среднем образовании и выпустились в мир со справками, умалчивается. А ведь все эти дети учились в наших школах, просто порог “проходимости” по баллам обязательных предметов так и не преодолели.
Если перевести все изложенные данные в цифры, то получим следующее. В 2016 году 11-й класс закончило около 760 тысяч детей. 20% из них – это более 150 тысяч выпускников по стране!
– Установочные диктанты для абитуриентов мы для себя проводим, чтобы выявить уровень действительных знаний. Так, в этом году из занимающихся на подготовительных курсах детей не было выявлено ни одного человека, безупречно (опять же условно) написавшего текст. Будущие первокурсники сделали чудовищное количество ошибок: на страницу текста по 24-25. Это практически в каждом слове и не всегда по одной.
Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. Например, “нез наю”, “ген и рал” и “через-чюр” или “рыца” (вместо рыться), “поциэнт” (пациент), “удастса” (удастся), “врочи” (врачи), “оррестовать”… По-сути, наш абитуриент сегодня – инопланетянин, – говорит преподаватель кафедры русского языка одного из ульяновских вузов.
Тем не менее, 600 с лишним тысяч детей в России все же получили возможность носить это гордое звание – абитуриент. Из них – около 4500 ульяновских подростков. Для выпускников в этом году уготовано в российских вузах 507 тысяч бюджетных мест. Конкурс небольшой, по факту получается – полтора человека на одно “бесплатное” место (ну, это, конечно, если не принимать во внимание престижность той или иной специальности).
Вот так получается, что посредством ЕГЭ и благодаря низкой рождаемости в 1997-1998 годах, фактически весомая доля детей сможет получить образование за счет государства.
– В целом, картина для абитуриентов этого года складывается благоприятная, -говорит учитель истории и обществознания одной из ульяновских школ Любовь Кириченко. – В то время, как для следующей волны детей 1999-2000 годов рождения таких перспектив не открывается. А отсев с каждым годом ужесточается. Здесь я имею в виду и закрытие многих вузов в этом году, и закрытие специализаций, и ужесточение правил сдачи. Хотя как педагог я считаю: куда больше-то? Я согласна со своими коллегами из среды работников высшего образования: качество знаний наших детей падает, согласна и с тем, что мы натаскиваем на “галочки”. Но у нас выбора нет. ЕГЭ знаний не предполагает. Более того, до сихпор не разработана единая система подготовки, – что очень “бьет” по знаниям, точнее, определяет их “условную” необходимость.
А введение в обязательную программу ЕГЭ по обществознанию со следующего года считаю вообще катастрофой, это повысит “несдачу” в разы.
Если бы только в этом была причина! Вот строчки из песни, что сочинили выпускники о сегодняшнем ЕГЭ:
“…Сегодня у нас праздник большой:
Обыск, проверка, дальше – конвой.
Тишина вокруг, камеры в углах,
На ЕГЭ узнал, что такое страх!
Тишина вокруг, камеры по всюду.
Мама! Я прошу – забери отсюда!
Каждый год ЕГЭ рубит наповал,
Каждый год ЕГЭ, как он всех достал!
Никому не нужен твоих мыслей ход,
Галочкой ошибся – значит идиот!..”
СПЕЦИАЛИСТ НА ТРОЕЧКУ
Однако возмущайся-не возмущайся, только существовать, адаптироваться и социализироваться даже в таких условиях надо. А для того, чтобы не срубить свой жизненный путь в самом его начале, сделав неправильный выбор, нужно хорошо подумать, всё взвесить.
– Мы много сегодня рассуждаем о профориентации подростков, и, безусловно, в этом направлении ведется огромная работа, – говорит специалист Центра занятости населения Засвияжского района Татьяна Васюкова. – Только по всему так выходит, что часть детей у нас поступает абы куда – лишь бы диплом был. Другая – гонится за модой и престижем в надежде, что высшее образование обеспечит руководящую должность. И лишь третья часть делает свой выбор осознанно. Вот из них-то и получаются потом высококвалифицированные специалисты.
Эта проблема известная, только пока тоже не решенная.
Хотя снизить риск “не там сгодился” можно посредством более ответственного подхода к выбору в период подготовительного этапа. Однако этот момент часто упускается родителями, а результатом становятся метания и головные боли, причем у всех участников процесса.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
“За кадром” нашего материала остались и наболевшие вопросы, например, обизменении образовательного законодательства. И о том, что волнует сегодня родителей абитуриентов и школьников (впрочем, как и самих школьников): как жить, когда в семье студент? И многое, многое другое, включая качество образования и перспективы дипломов ульяновских и близлежащих вузов.
Мы в редакции “МГ решили посвятить этому важному этапу в жизни ульяновских семей значительное время, чтобы помочь ориентироваться в мутных водах образовательного процесса. Так что читайте нас каждую неделю и ищите отгадку на очередной вопрос квеста под названием “От школьника до студента”.
Ольга ФИЛИППОВА