Вот уже больше полугода приятная атмосфера Года российского кино радует ульяновского зрителя и любителей киноискусства. А новость о том, что Ульяновская область вошла в Топ-10 регионов по развитию кинематографии и продвижению кинопроката еще больше подняла настроение киноманов. Прошедший Международный фестиваль имени Валентины Леонтьевой «От всей души», творческие встречи и мастер-классы обогащали любопытного ценителя кино новыми фильмами, историями об актерах и их творческих достижениях.
Историей одной из таких судеб делится Государственный архив Ульяновской области. В фондах архива сохранилась черно-белая афиша фильма «Варьете» – немой камершпиле-фильм 1925 года, поставленный немецким кинорежиссером Эвальдом Андре Дюпоном по роману Феликса Голландера «Клятва Штефана Гуллера».
Согласно сюжету фильма заключенный Штефан Гуллер (Эмиль Яннингс), которого после десяти лет за решеткой должны выпустить на свободу под честное слово, рассказывает начальнику тюрьмы трагическую историю своего преступления. Он — бывший моряк и воздушный гимнаст в бродячем цирке. Однажды Штефан нанял на работу молодую экзотическую танцовщицу Берту-Марию и тут же влюбился в неё без памяти. Они объединяются с известным акробатом Артинелли для исполнения номера, который пользуется большим успехом. Молодая женщина открыто изменяет своему другу с новым партнером. Узнав об измене, гимнаст выполняет последний цирковой номер, убивает соперника и сдается полиции. Выслушав рассказ, начальник тюрьмы освобождает Штефана, и тот видит, как перед ним открываются ворота тюрьмы.
Сыгравшие в этом фильме главные роли Эмиль Яннигис и Лиа де Путти стали для них отправными точками их карьеры. Мировую славу Э. Яннигису принесла его работа в роли Людовика XV в фильме «Мадам Дюбарри» (1919г.) Эрнста Любича. В главных ролях блистал почти во всех в фильмах эмигрировавшего в 1919 г. в Германию Дмитрия Савельевича Буховецкого: «Братья Карамазовы», «Дантон», «Петр Великий» и др.
В октябре 1926 года Яннингс отправился в Голливуд, где, кстати, с 1924 года работал на киностудии «Paramount», затем недолгое время сотрудничал с киностудией «Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM) Д.С. Буховецкий. Как и прежде, он писал сценарии для многих своих лент или был соавтором сюжета.
Его американские фильмы ориентировались, прежде всего, на «Последнего человека» и «Варьете»: С приходом звука в кино положение Яннингса в Голливуде усложнилось из-за его немецкого акцента, и в мае 1929 года он вернулся в Германию. Зимой 1929—1930 года исполнил роль преподавателя гимназии Рата в фильме Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел», снятом по роману Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана». Фильм, давший начало расцвету карьеры несравненной Марлен Дитрих. В мае 1934 года он поступил в труппу Государственного театра, а в 1936 году в последний раз вышел на сцену в роли Бисмарка. В период национал-социализма Яннингс снова стал крупной кинозвездой, в 1936 году его назначили в наблюдательный совет фирмы Тобис, был его. В 1940—1941 годах Яннингс продюсером антибританского фильма «Дядюшка Крюгер» (в советском прокате — «Трансвааль в огне», 1948), одной из самых дорогих немецких постановок этого периода (В распоряжении съемочной группы был бюджет размером 5,4 миллиона рейхсмарок. Во времена, когда снимался «Дядюшка Крюгер», на эту сумму можно было снять пять полнометражных фильмов, не испытывая при этом особых затруднений с финансами). Эмиль Яннингс был первым в истории лауреатом премии «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме Джозефа фон Штернберга «Последний приказ». Сыграл он в этом фильме генерала, кузена императора Великого князя Сергея Александровича. В этом фильме также сыграл роль охранника Михаил Семёнович Визаров – американский актер русского происхождения.
Другая история-судьба рожденной у барона и графини девочки, которая в 18 лет, будучи уже дважды матерью двух дочерей, в 1918 году оставляет мужа и уезжает в Будапешт. Чтобы спасти репутацию семьи, муж объявил о её смерти и инсценировал похороны. Позже супруги официально развелись. Через несколько недель после смерти жены в 1931 году супругу покончил жизнь самоубийством… Известная венгерская актриса немого кино, которая прославилась своим амплуа женщины-вамп Амалия Путти, а в кино – Лиа де Путти. Поработав санитаркой, статистом в театре, актрисой второстепенных ролей в кино, но к 1924 году стала признанной любимицей публики, обогнав в популярности Лиль Даговер и Асту Нильсен (первая жена Григория Хмары – русского, немецкого, французского актера). Тем же временем Лиа была известна уже в киностудиях Голливуда по упомянутому в начале фильму «Варьете». Но ее американский дебют в фильме «Грусть сатаны» провалился. Вскоре она возвращается в Берлин, где с ней происходит несчастный случай – она выпадает из окна во время съемок. Данный инцидент стал для прессы пищей для разговоров о попытке самоубийства… Лиа снова возвращается в Голливуд, где снимается в своем последнем фильме «Осведомитель». Лии де Путти не стало в возрасте 34 лет: заражение крови, полученное в результате извлечения куриной косточки, которой подавилась актриса, и воспаление легких.
Демоническая красота ушла вместе с непродолжительной, но с периодическими мелькающими яркими огнями актерской карьеры, зажигавших сердца любителей кино.
Черно-белая афиша, хранящаяся в фондах архива, рассказала нам о любви, удивительных хитросплетениях судьбы, продемонстрированных как в самом фильме, так и биографии в фильме актеров фильма «Варьете».