Олег Петровский
Ульяновское УМВД осваивало бюджеты на агентуру, списывая деньги на несуществующих осведомителей.

В то время, как в столице верхушка СКР кормилась миллионными взятками от Шакро Молодого, региональные правоохранители перешли на кормление подножным кормом. Так, присланная министром Владимиром Колокольцевым в УМВД по Ульяновской области проверочная комиссия во главе с главным инспектором МВД генерал-майором Сергеем Кулюкиным обнаружила, что местные коллеги присваивали себе бюджеты, выделяемые на агентурную работу. Разумеется, в таких скандальных обстоятельствах работа облуправления, возглавляемого генерал-майором Юрием Варченко, была признана неудовлетворительной. При этом ульяновский генерал пока еще держится в своем кресле.

Между тем вскрытая схема воровства «агентурных средств» выглядела незамысловато. Не секрет, что у полиции есть специальный бюджет на оплату агентуры, которая должна приносить нужные для оперативных разработок сведения. Аудит же выделяемых Москвой немалых денег на зарплату ульяновским осведомителям выявил, что бюджеты расписывались или на откровенно никчемных людей, или вообще на «мертвые души». Так, например, столичным проверяющим открылось, что осведомитель, который по отчетам специализировался на выявлении коррупционных схем в администрации Ульяновска, на самом деле никогда и близко не подходил к коридорам власти, преспокойно занимаясь… ремонтом квартир.

Другим агентом, которому по документам платили якобы за секретные сведения из одного из министерств правительства Ульяновской области, оказался слесарь из частной фирмы. В осведомителях областного УМВД значились также кондуктор трамвая, даже безработный и опустившийся житель Ульяновска. Можно предположить, что все эти люди, которым, согласно секретным отчетам, отводились важные конспирологические функции, и знать не знали ни о поставленных перед ними задачах, ни тем более о выплачиваемом им денежном содержании.

Понятно, что в реальности списываемые деньги уплывали совсем в другие карманы – возможно, даже с лампасами. В этом еще предстоит разбираться аудиторам полицейского, а то и других ведомств, специализирующихся на борьбе с коррупцией. Однако вскрывшаяся проблема высвечивает другую, уже более масштабную. Если ульяновские правоохранители под водительством своего генерала Варченко так цинично относились к агентурной работе, то как же у них с раскрываемостью преступлений?

По отчетам ульяновского генерала Варченко, подчиненное ему управление демонстрирует небывалые успехи. Раскрываемость преступлений в регионе – 63,5%, то есть гораздо выше соответствующих показателей по Приволжскому федеральному округу и даже в целом по стране. Но что стоит за этими цифрами, которые также не оставили равнодушными проверяющих из Москвы? Так, выяснилось, что статистика раскрываемости по тяжким и особо тяжким экономическим преступлениям притянута за уши: дутые цифири сформированы в основном за счет водителей, которых поймали сотрудники ГИБДД, а также за счет самогонщиков и прочих мелких нарушителей.

Согласно статистическим данным, за инспектируемый период в Ульяновской области было выявлено 115 коррупционных преступлений в негосударственном секторе экономики. Но каких? Например, это противоправные деяния пяти председателей садоводческих некоммерческих товариществ. Оказалось, что за 1 (одну!) тысячу рублей садоводы выдавали фиктивные справки о членстве в садоводческих товариществах. А председатель ТСЖ «Ёлочка», получил 1 (одну!) тысячу рублей за внесение ложных сведений в трудовые книжки о фиктивном трудоустройстве граждан в качестве слесарей-сантехников!

При этом ульяновскими сыщиками не было раскрыто ни одного преступного деяния, совершенного действительно в крупном или особо крупном размере.

Проверяющих смутил и еще один хитрый ульяновский показатель, касающийся среднего размера коммерческого подкупа. По отчетам местных полицейских, в этом регионе он составляет всего 4 тысячи 300 рублей. В то же время такой же показатель по Приволжскому федеральному округу – 156,3 тысячи рублей, а по стране – и вовсе 196,4 тысячи рублей.

Неужто в Ульяновской области такая юридическая аномалия, что коррупционеры внезапно устыдились брать взятки больше пятерки? Конечно, на родине Ильича всякое возможно, но только не скромность коррупционеров. Ведь если посчитать оприходованные местными полицейскими бюджеты на несуществующую агентуру, то окажется, что даже на этом направлении под распил попали многомиллионные средства! И это – не считая случаев откровенного и масштабного воровства среди местного чиновничества, которое, однако, в отсутствие агентурной работы зачастую остается безнаказанным. На слуху у ульяновцев – оправдательный приговор местному министру строительства Михаилу Шканову, о котором давно ходили разговоры как о комбинаторе с размахом. Но местные оперативники и следователи так нарасследовали дело чиновника, что прокурор Ленинского района Ульяновска Петр Пронько был вынужден официально извиняться перед фигурантом. А сам Шканов после этого подал и выиграл встречный иск к правоохранителям о компенсации морального ущерба и материального вреда. То-то было позору для подчиненных генерала Варченко, которые по понятным оперативным причинам сели в лужу на этом процессе. И таких случаев предостаточно.

Но еще больше ульяновцев беспокоит бессилие правоохранителей по части наведения элементарного порядка в регионе и их неспособности одолеть настоящий, а не опереточный криминал вроде садоводов-вредителей. Практически любой житель региона скажет, что в область вернулись лихие 90-е годы: на улицах правит бал агрессивная шпана, по ночам и средь бела дня все чаще грабят, стреляют и убивают, а в отделениях полиции потерпевших при этом под разными предлогами футболят домой, чтобы не портить статистику.

Свежий криминальный случай: на днях у главного редактора ульяновского новостного портала Mosaica.ru Ираиды Мишиной неизвестные ночью сожгли автомобиль Subaru Forester. А некоторое время назад такие же неведомые преступники безнаказанно предали огню автомобиль главного редактора портала Улпресса Дмитрия Ежова. По словам очевидцев, два человека подошли к автомобилю, сорвали крышку бензобака, бросили пакет и горящий предмет и скрылись. Преступников, как это почти всегда происходит в Ульяновске, не нашли, да и не пытались искать. Конечно, с одной стороны, радует, что с ульяновскими журналистами Мишиной и Ежовым поступили не так радикально, как с их коллегой Павлом Шереметом в Киеве, которого в эту среду взорвали в машине, не оставив шансов выжить. Но при той нездоровой и явно нерабочей атмосфере, которая сложилась в правоохранительной среде Ульяновской области, дело легко может дойти и до кровавого беспредела.