«Православный вестник» — проект Синодального информационного отдела Московского Патриархата, осуществляемый им при поддержке редакции журнала «Фома». Цель проекта – помощь в развитии региональной православной прессы, а также епархий Русской Православной Церкви. В рамках поддержки проекта мы публикуем на сайте «Фомы» материал из газеты «Моя епархия» Барышской епархии Русской Православной Церкви. 

Как и во многих уголках нашей Родины, на территории Барышской епархии есть поруганные храмы, разрушенные или совсем уничтоженные в годы советской власти. Но, пожалуй, самым величественным и самым загадочным, из дошедших до нас, является храм Живоначальной Троицы, что в селе Пятино Инзенского района. Стоит он в поле, недалеко от села. Одинокий, заброшенный, с покосившимися крестами и поросшими зеленью куполами. Молчаливый свидетель того безразличия к Богу и Его Дому, которое порой царит в человеческих сердцах. А ведь когда-то он был жемчужиной Симбирской губернии, был свидетелем исторических и драматических событий.

Храм в Пятино

Храм был заложен в 1823 году Анной Ивановной Анненковой в память о своем покойном муже, а также во искупление грехов ее «непутевого» сына декабриста Ивана Александровича Анненкова. Девятью годами позже он был освящён. В 1918 году закрыт советской властью, а в настоящее время храм, хоть и не разрушен полностью, но находится в плачевном состоянии.

Село Пятино – бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII века. Отец Ивана Александровича Анненкова Александр Никанорович служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешёл в статскую службу. Он стал советником нижегородской гражданской палаты в чине статского советника. Мать Ивана Александровича Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками, о которых судачили в светских гостиных. В 1803 году, похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.

Летом 1825 года, за полгода до восстания декабристов Иван Александрович провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой француженкой Полиной Гебль, которую в России звали Прасковьей Егоровной. Дом Анненковой был огромным, в официантской комнате постоянно сидело двенадцать лакеев, а стол ежедневно накрывался на сорок приборов, хотя Анна Ивановна обедала в своей комнате. Сундуки её были набиты дорогими мехами и редкими кружевами. Воровство в доме было необычайное, и постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом и дача – проданы, а когда Анненкова умерла в 1842 году, её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Александрович смог вернуться в Пятино после ссылки.

Полина Гебль, жена И.А. Анненкова

Полина Гебль, жена И.А. Анненкова

После восстания декабристов Анна Ивановна не особо печалилась о сыне и мало заботилась о нём. И когда жена Анненкова обратилась к свекрови с просьбой дать ей денег на то, чтобы освободить Ивана Александровича из Петропавловской крепости и увезти за границу, та ей отказала. Полина Анненкова отправилась в Сибирь вместе с мужем.

Анна Ивановна заложила в Пятине храм еще в 1823 году. Но теперь храм, который должен был стать памятником почившему мужу, становится еще и «молитвой» за грехи сына. По легенде, проект великолепного пятиглавого храма, принадлежавший академику Михаилу Коринфскому, разработанный для строительства Троицкого собора на Соборной площади Симбирска, был продан Анненковой по её настоятельной просьбе. В рукописи XIX века о нём говорится, что величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золочёной решётчатой сенью по всему алтарному своду.

Судьба Анненковых заинтересовала французского романиста Александра Дюма-отца, который по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, учившего Ивана Александровича, написал роман «Учитель фехтования». В романе изложена судьба «графа Алексиса Ванинкова», от которого отвернулась богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, ставшая впоследствии его женой. Как водится, история жизнеописания сильно идеализирована и смягчена. Анненков превращён в кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нём участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.

 И.А. Анненков

И.А. Анненков

Дюма побывал в России спустя 20 лет после написания романа, который пользовался колоссальным успехом в Европе и России, хотя был запрещён русским императором. По некоторым данным, Дюма посетил Симбирск и Пятино. Встреча с супругами Анненковыми состоялась в Нижнем Новгороде. Также по биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли.

Имение Анненковых в середине XIX века приобрели для графини Екатерины Абрамовны Ружевской её родители — отставной генерал Адам Адамович и Анна Дмитриевна, в девичестве Дашкова. Склеп Ружевских находился у церкви, и в 1940-е годы был разломан на кирпичи. На церковь позарились значительно раньше: в 1918 году красноармейские отряды отправились по сёлам забирать из храмов дорогостоящую утварь. В Пятине командированная группа обнаружила, что все иконы в золотых и  серебряных окладах исчезли, причём местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому относилось раньше Пятино. По воспоминаниям местных жителей, один из крестьян указал на настоятеля храма священника Иоанна Ягодзинского, якобы спрятавшего святыни. Однако обыск храма и дома настоятеля ничего не дал. После допроса, на котором отец Иоанн, не побоявшись угроз, молчал, священника расстреляли, и пятинцы похоронили своего батюшку в ограде храма. Несколько поколений кладоискателей изрыли весь пол церкви и прилегающее к храму кладбище в поисках пропавших икон, однако так ничего и не нашли.

Священник Сергий ЖИДКОВ

Использованы материалы сайта Комитета Ульяновской области по культурному наследию www.nasledie73.ulgov.ru