20 июля состоялось заседание парламентского комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике, которое провел его председатель Геннадий Антонцев. В работе приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко, депутат Валентин Трубчанин, представители областной и городской властей, регулирующих органов, теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

Особое внимание на заседании было сосредоточено на обсуждении вопросов, касающихся внесения изменений в законодательство о теплоснабжении, капитальном ремонте в многоквартирных домах и определении подрядных организаций, претендующих на его проведение.

Первым депутаты рассмотрели вопрос об изменениях, которые вносятся в процедуру отбора подрядных организаций, претендующих на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах региона, внесенных постановлением Правительства РФ №615, вступившим в силу 1 июля2016 г. Согласно данному документу основным способом отбора подрядчиков определен электронный аукцион, а главным критерием – цена. О готовности Ульяновской области к исполнению требований документа проинформировала директор Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области Нина Сидоранова.

В настоящее время Фондом модернизации разработан проект плана мероприятий по реализации Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капремонту в регионе. Для более эффективной работы в новых условиях необходимо в короткие сроки разработать нормативную базу. Кроме этого предстоит выбрать оператора и электронную площадку, где будут проходить торги, заключить договор о составлении реестра на представление документов по отбору подрядчиков на электронную площадку. При этом в реестр добросовестных подрядчиков должны ежедневно вноситься все происходящие изменения. Торги, как и рекомендовалось ранее, Фонд разобьет на небольшие лоты. Дома, в которых будет вестись капремонт, для эффективности сформируют по территориальному принципу.

Говоря о рисках новой процедуры отбора подрядчиков, директор Фонда выделила самый главный – электронную площадку. Это значит, что в отборе может победить участник из любой точки России, что не гарантирует добросовестности подрядчика и усложняет ситуацию в случае некачественно выполненной работы: найти и привлечь подрядчика к исправлению недоработок будет сложно.

Депутаты комитета приняли информацию Нины Сидорановой к сведению и решили проанализировать деятельность муниципалитетов по предоставлению данных в региональную программу капремонта, поскольку, как выяснилось в процессе обсуждения, есть большие претензии к достоверности таких сведений. А недостоверность данных регпрограммы влияет не только на качество отбора подрядчиков, но и на эффективность расходования средств собственников.

Второй вопрос повестки – федеральный законопроект о внесении изменений в закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения (законопроект об «альтернативной котельной») вызвал оживленную дискуссию. Геннадий Антонцев сообщил, что мнения специалистов по проекту полярные. Разработчики проекта утверждают, что расчет тарифа на отопление по методике «альтернативной котельной» повысит качество и надежность теплоснабжения, привлечет в отрасль инвестиции. Противники «альтернативных котельных» утверждают, что новый метод разорит котельные и оставит без отопления отдаленные территории. Из заключения экспертов Высшей школы экономики следует, что изменения могут привести к увеличению тарифов от 3% до 73%. Такие прогнозы, подчеркнул председатель комитета, важно проверить и учесть до принятия закона.

Над формированием документа начали работать еще в октябре 2014 года и, по утверждению разработчиков, он призван урегулировать отношения между производителями и потребителями тепловой энергии. В соответствии с ним также будет сформирована новая модель рынка и введены новые расчеты тарифов. Еще, согласно проекту, в сфере теплоснабжения будет установлен предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя, и определяться он будет ценой ее поставки от так называемой «альтернативной котельной». Также в проекте прописано значение для региона единой теплоснабжающей организации (ЕТО), и ее функции. Субъекту необходимо только выбрать из нескольких претендентов на эту роль одну организацию. Хорошо это или не очень – мнения разделились.

Один из разработчиков законопроекта, директор Ульяновского филиала публичного акционерного общества “Т Плюс” Валентин Трубчанин убежден, что идея альтернативных котельных актуальная и простая одновременно: в ЖКХ государство вкладывает огромные средства. Но системы сильно изношены и требуют серьезных финансовых вложений, особенно в муниципалитетах, где нет достаточных средств на модернизацию. Законопроект, считает Трубчанин, призван решить эту проблему через инвестиции крупных ресурсных организаций в этот сегмент экономики. Всю компетенцию по реализации проекта предполагается сосредоточить у энергоснабжающих организаций, а муниципалитетам оставить надзорные функции.

Депутата поддержал директор Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергей Гужев, который также интересовался, какие проблемы возникнут при расчете и регулировании тарифов на тепловую энергию, как будут заключаться договоры на теплоснабжение.

В роли оппонента выступил главный инженер «Облкомхоза» Сергей Гигирев, у которого возникли сомнения в эффективности «альтернативной котельной». Он уверен, что возросший тариф приведет к задолженностям по платежам, и, как следствие, к последующим банкротствам предприятий. Сомнительным ему показался и источник инвестиций – за счет потребителей: физических и юридических лиц.

Представители «Теплосервиса» выразили обеспокоенность отсутствием в законопроекте учета состояния теплосетей, способа учета потерь из-за изношенности сетей при расчете цены за услугу.

В итоге, законопроект был поддержан большинством голосов. В ближайшее время депутаты подробнее проанализируют уже обнаруженные слабые места документа и предложат поправки в проект.

Пресс-служба Законодательного Собрания Ульяновской области