Сергей Поленов
Попытка госпереворота в Турции, захват полицейского подразделения вместе с замначальника полиции Армении в Ереване, а ранее – восстания в Египте, Тунисе и Сирии – все это явления одного порядка и все старо, как наш довольно старый мир.

Молниеносно возникший и так же молниеносно подавленный мятеж военных в Турции сразу же вызвал подозрения, что он мог быть инспирирован турецкими же властями и, в частности, президентом Раджепом Эрдоганом. Не случайно же Эрдоган с первой минуты начал требовать от США выдачи своего политического соперника Фетхуллаха Гюлена, бежавшего несколько лет назад в Штаты от гнева Эрдогана. Но инспирировать переворот искусственно не так-то просто, если для него нет предпосылок.

Предпосылки были, и после этого мятежа их будет еще больше. Основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк покончил в 30-е годы прошлого века с попытками исламизации страны и поставил ее на светский путь развития. В конституцию было внесено положение о роли армии как гаранта светского государства. Придя к власти, Эрдоган, используя демократические процедуры, начал активно демонстрировать созданную Ататюрком конструкцию и сворачивать Турцию в сторону исламской теократии, мня себя отнюдь не избранным главой государства, а чем-то вроде самодержавного султана, и подавляя свободы – от свободы СМИ до свободы политической деятельности. Большой части общества это не нравится. Прежде всего, конечно, военным и молодежи.

То есть отступление от заветов Ататюрка – налицо, и потому ввести военных в искушение и спровоцировать их на «защиту турецкой демократии» нетрудно. Что, возможно, и было сделано, и большинство мятежников могли не догадываться, что были втянуты в игру Эрдогана, который тем самым выявил «огневые точки» своих недругов и теперь с ними расправится. Он уже добивается восстановления смертной казни, попирая мировую юридическую практику, когда за совершение преступления в отсутствие высшей меры наказания наказывать этой высшей мерой недопустимо. Но Эрдоган движим страстной и наивной мечтой покончить, наконец, со всеми своими политическими противниками. И он будет мстить – сегодня козыри в его руках.

Но в его руках они временно. Любая жестокость и любые репрессии служат лишь концентрации ответной жестокости. По отношению ли к самому Эрдогану, как в Турции, или по отношению к Нурсултану Назарбаеву, падишахствующему без малого 30 лет в Казахстане, или по отношению к президенту Армении Сержу Сарксяну, который возомнил себя великим и чьи диктаторские замашки все явственнее и все тотальнее подавление любых других точек зрения в армянском обществе. Все они идут одной дорогой – к насильственному низложению уставшим народом. И не помогут заигрывания с теократиями, хоть с исламскими, хоть с христианскими, являющимися разновидностями той же хунты, только с адептами не в погонах, а в сутанах или чалмах. Все это уже было, а не бывает мятежей и госпереворотов лишь в действительно демократических обществах, рассматривающих власть как временное поручение, когда за нее не держатся до последней капли крови и уходят из нее не вперед ногами. Если же переворот случается, значит, власть точно зарвалась. Других вариантов не бывает.