Никитина В.А

В этом году весной оползневые процессы затронули сразу несколько участков  волжского склона в Ульяновске. Это Спуск Степана Разина, улицу Л. Шевцовой (оползень Милановского), территорию «Ленинских горок», южную часть «Винновской рощи», район поселка имени Карамзина.

Большое впечатление на ульяновцев произвел и вызвал широкий резонанс в местных СМИ сход грунта на «грузовой восьмерке»  с разрушением ее части. Были озвучены различные причины. В результате экспертиз и исследований волжского склона главным фактором назван климатический. Доказано, что строительство жилого комплекса на перекрестке улиц Минаева и Железной Дивизии на оползень не повлияло. Сегодня мы обсуждаем эту тему с главным конструктором проектного института «Ульяновскгражданпроект», главным конструктором ЖК «Пионер парк» и всех строительных проектов компании «КПД-2» Валентиной Никитиной.

– Разговоры об оползне не утихают до сих пор. Есть различные мнения – кто обвиняет в случившемся халатность городских властей, кто погоду, а кто строителей. Однако единой позиции так и нет…

 

– Дело не в позиции, а в фактах – есть экспертные заключения, результаты исследований, которые, в частности, доказывают, что строительные работы никак не могли оказать влияния на движение грунта на волжском склоне. Устройство фундамента и другие строительные работы велись в соответствии со всеми нормами и правилами, застройщиком были выполнены все требуемые технические условия, проведена серьезная инженерная подготовка.

Перед началом строительных работ застройщик обязан получить, а затем выполнить технические условия по земельному участку. В частности, в случае с ЖК «Пионер парк» техусловия и заключение, выданные УМКУП Противооползневых работ и МБУ «Управление инженерной защиты», предписывали провести инженерно-геологические изыскания и подготовить полный комплекс сведений по устойчивости оползневого склона согласно СНиП 11-02-96, выполнить расчет фундамента и склона на устойчивость, спроектировать и выполнить сеть дренажей для отвода поверхностных и грунтовых вод и т.д. Все сооружения инженерной защиты были сделаны согласно СНиП 22-02-2003 до начала строительства.

– То есть все технические условия были выполнены?

– Безусловно.

Инженерные изыскания выполнял «УльяновскТИСИз» –  самая крупная и опытная инженерно-изыскательская организация в Ульяновской области. Были сделаны 22 геологические скважины глубиной до 30 м. Инженерные изыскания проводились не только на строительной площадке, но и по волжскому склону вплоть до железной дороги. Далее на основании полученных материалов производилась оценка устойчивости склона. Для выполнения данного вида работ был привлечен московский проектный институт «Гипрокоммунстрой», который занимается волжским косогором в Ульяновске с 1960-х годов и обладает всей актуальной информацией. По результатам расчетов определено, что строительная площадка расположена выше границ оползневой зоны волжского склона и находится в устойчивом состоянии.

Была сделана дренажная сеть по периметру жилого комплекса для отвода грунтовых вод в городскую штольню, а затем – в Волгу.  То есть главный фактор-провокатор вода не попадает на склон. Для наблюдения за уровнем грунтовых вод на территории строительства функционируют две гидрорежимные скважины. Круглосуточно ведется мониторинг. Мы видим, что дренаж работает исправно, подземные воды не поднимаются выше проектного уровня, котлован и подвалы на стройке сухие.

Благодаря построенным «КПД-2» защитным сооружениям в результате улучшена гидрогеологическая обстановка на склоне в целом.

– По фундаменту были какие-либо требования?

– Провести погружение свай с минимальным воздействием на склон и не нарушить естественные гидрогеологические процессы. Специалисты «КПД-2» уже рассказывали об особенностях застройки площадки. И я еще раз сакцентирую внимание на фундаменте, конструкция которого учитывает особенности движения грунтовых вод. Поэтому боковые секции возводятся на сборных сваях с высокой несущей способностью, а средние – высотные – на высоконадежной фундаментной плите.

Среди специалистов и общественности было много споров относительно выбранной технологии погружения свай, и почему не буронабивные. Потому что буронабивные более тяжелые, объемные и с меньшей несущей способностью. Поэтому их требуется большее количество. Из них бы мы выстроили плотину для грунтовых вод. Поэтому проектировщиками решено использовать сборные сваи при условии их погружения щадящим способом с минимальным воздействием на грунт. По этой технологии бурилась скважина лидерным бурением на половину длины сваи для опускания, остальная часть погружалась с помощью современного гидромолота с минимальной амплитудой удара 15-20 см, а не 2-3 метра, как забивает сваебойный копер.

– Так какова же, все-таки, причина разрушения автомобильной дороги, на ваш взгляд?

– Заключение института геоэкологии имени Е. М. Сергеева Российской академии наук установило, что на «грузовой восьмерке» сошел техногенный грунт. Причины – высокий уровень подземных вод, наличие блокового оползня, нагрузка верхних блоков насыпными грунтами.

– Что значит «техногенный грунт»?

– Ниже «грузовой восьмерки» изначально был бесхозный овраг и постепенно он засыпался искусственными грунтами, образовавшимися в результате различных видов человеческой деятельности. Этот техногенный грунт имеет неоднородный состав и неравномерную плотность, например, в нем попадаются пески, глины, чернозем, обломки кирпича, древесины и многое другое. Можно сказать, что такой грунт является свалкой мусора, которая и создала подпор для грунтовой воды.

Весной во время таяния снегов привезенный грунт напитался со всех сторон водой и пригруз увеличился вдвое – до 60 тыс. тонн. Такая тяжелая насыпь не смогла удержаться и по части склона, состоящей из нижнемеловых глин, сошла как по льду, увлекая за собой грунтовые массы.

– То есть стройка не могла повлиять на сход грунта? Получается, это простое совпадение?

– Да, экспериментальным путем доказано, что между этими процессами – сходом грунта и строительством – нет взаимосвязи. В начале строительства, наоборот, склон был «разгружен» – со строительной площадки вывезено порядка 50 тыс. тонн грунта, высвобожденного при разработке котлована. А погружение свай завершилось задолго до оползня – еще осенью 2015 года. И так как участок, на котором ведется строительство, действительно, сложен в плане геологии и гидрогеологии, способ погружения свай в грунт был детально продуман.

Соблюдение застройщиком всех норм и правил строительства, а также грамотное выполнение всех ранее поставленных технических условий подтвердили динамико-геофизические измерения и сейсмическая разведка ФБГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» МЧС России в мае 2016 года. Инструментальные измерения диагностическим комплексом «Струна-Стрела» и геофизическим комплексом «Лакколит» подтвердили, что процесс погружения свай не способствовал движению грунта.

– Всех интересует вопрос о безопасности и надежности строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса?

– Если бы был хоть минимальный риск, никакого строительства здесь бы не было. При разработке проекта мы просчитали все ситуации, провели все необходимые расчеты и исследования, о которых сказано выше. Жилой комплекс «Пионер парк» строится в безопасной зоне – на устойчивом материковом плато. Это выше границы оползневой зоны, а до бровки склона – порядка 200 метров. Безопасность – это главный критерий, на котором основаны все конструкторские, инженерные решения при создании «Пионер парка», проект которого, кстати, разрабатывался на протяжении пяти лет, пройдя все без исключения инстанции и экспертизы.

– Валентина Алексеевна, насколько сложно было проектировать ЖК «Пионер парк» по сравнению с другими объектами?

– Снова подчеркну, что разработка проекта «Пионер парка» длилась пять лет. Это говорит о том, что мы не форсировали события, а тщательно все анализировали, оценивали и исследовали. «КПД-2» – один из крупнейших застройщиков Ульяновска, мы для этой компании разработали и воплотили в жизнь множество проектов, по которым были построены тысячи квартир для ульяновцев, где они сегодня проживают с комфортом. При проектировании «Пионер парка» был использован весь накопленный годами опыт, учтены все нюансы строительной площадки, всесторонне изучена практика подобного строительства в других городах. Я с уверенностью могу сказать, что это лучший наш проект для жителей города Ульяновска!

1

2

3

5

7

http://pioneer-park.ru/