Ведущие: Игорь Киценко

Эксперты: Екатерина Поздеева — депутат Архангельского областного Собрания депутатов, член Палаты молодежных законодателей при СФ; Дмитрий Ежов — главный редактор сайта «Ulpressa.ru» (г. Ульяновск).

*Техническая расшифровка эфира

Игорь Киценко: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Это программа «Угол зрения», у микрофона Игорь Киценко. Сегодня мы рассматриваем такую проблему, как алкоавтоматы с «фанфуриками»: «расстрел» населения малыми дозами алкоголя. Наверняка многие сталкивались с такой проблемой в своих населенных пунктах. Как мне кажется, это наиболее заметно в региональных центрах, небольших областных городах, когда люди, в частности мужчины, далеко за средний возраст, стоят с маленькими пластиковыми баночками и либо сливают это в одну пластиковую тару, либо выпивают эти так называемые «фанфурики». Как правило, там бывает настойка боярышника, какая-то хлебная настойка. В общем, люди пьют антисептики, при этом сильно травятся, было огромное количество случаев с летальными исходами. В свое время «Новая газета» публиковала большое расследование под названием «Боярышник убивает зимой». В частности, они рассматривали город Саратов, в котором «”фанфурики» и алкоматы, в которых без всякого паспорта и круглосуточно можно купить спиртосодержащую дрянь“. Одна из местных жительниц Саратов заметила, что подростки 11−13 лет стоят у этого алкоавтомата, засовывают туда деньги, достают эту баночку, из которой идет резкий запах спирта. Буквально на следующий день она об этом сообщила куда следует, этим занялся помощник детского омбудсмена по Саратовской области. Потом этот аппарат пропал.

«Новая газета» звонили владельцу этот аппарата, и владелец сказал, что данный аппарат может установить где угодно, хоть рядом с детским садом, хоть рядом со школой, и это будет абсолютно легально. То есть оборот данной спиртосодержащей продукции никак не контролируется.

Подобные новости были и в Липецкой области. 27 июня там проходил пикет против «фанфуриков» — «разнообразных спиртосодержащих настоек, лосьонов и тоников, которые должны использоваться как лекарства, но фактически являются самым популярным товаром у алкоголиков. Акция проходила под названием „Запрети продажу яда“. Молодые активисты вышли на улицы города с плакатами, призывающими не травить людей. „Не торгуй отравой“, „Не пей отраву“, „Фанфурик — яд!!!“, — гласили транспаранты участников».

К сожалению, не получилось у нас связаться ни с представителями Липецкой области, в частности, данную акцию организовал Иван Погорелов, член регионального политсовета Липецкого регионального отделения партии «Единая Россия». И не получилось связаться с Алексеем Несмашным, помощником детского омбудсмена Саратовской области, да и с самим омбудсменом тоже не получилось связаться, чтобы узнать, какова на данный момент ситуация у них в регионе. В Саратове это было продолжительное время тому назад. А вот в Липецкой области подобная акция проходила буквально недавно.

Территория данной проблемы — проблемы распространения неконтролируемой алкогольной продукции — не ограничивается всего двумя регионами. Такая же проблема существует и в Ульяновской области. Сегодня нашим собеседником будет Дмитрий Ежов, главный редактор ведущего новостного регионального сайта «Ulpressa.ru».

Пока мы налаживаем связь с Дмитрием, расскажу, что происходит в Ульяновской области. 22 июля на сайте «Ulpressa.ru» вышел материал с заголовком: «Рост смертей в геометрической прогрессии, но бизнес ускоряется дополнительно — в городе появился первый алкомат». «На неделе, под одним из очередных постов о результатах отсутствия хоть какого-то контроля за „малыми бизнесменами“, комментатор сообщил об установке в одном из продуктовых магазинов центра настоящего алкомата — аппарата по продаже „перчиков“ (фанфуриков, пузырьков…) — спиртосодержащей продукции, якобы неалкогольного назначения, о которой мы пишем не первый год». Проблеме этой не один год, и хочется добавить, что в свое время руководитель полуострова Крым Аксенов выходил с предложением в Законодательное Собрание полуострова, чтобы на законодательном уровне запретить продажу настоек боярышника.

Алло, Дмитрий! Добрый день!

Дмитрий Ежов: Добрый день!

И.К.: Я сейчас рассказал, какова ситуация у вас в Ульяновске. Вы пишите, что проблема стоит не первый год. Что на данный момент происходит у вас? Как с этим борются? Законодательные власти региона вмешиваются в это или нет? Стоит ли до сих пор этот аппарат или нет?

Д.Е.: Аппарат убрали буквально через два дня, я вчера там был. Но аппарат — это не показатель. Потому что проблема поднимается, в частности, нам уже года два. Мы проводили рейды с районными администрациями двух городских районов. В принципе, они картину знали, что у них порядка семи точек торгует этими «фанфуриками», но ничего фактически сделать не могли, хотя хотели бы. Переходя на законодательный уровень — законодатели периодически тоже выдавали инициативу, которая ограничивалась благими пожеланиями. Последний всплеск их активности был в апреле, когда они приняли обращение к премьеру Медведеву с просьбой рассмотреть проблему. То есть они ее как-то поставили и все. Я бы отдельно отметил со стороны власти инициативу, одной из районных администраций уже не города, а Старомайнского района нашего. Они просто выключили продажу этих «фанфуриков» на договоренности. Мы их поставили как пример, но, тем не менее, этим все движения ограничились.

И.К.: Связь прервалась, мы сейчас попробуем повторно связаться с Дмитрием. Также сегодня на связи со студией будет представитель власти, но другого региона. Я думаю, этот представитель нам расскажет, как у них решается эта проблема, потому что непосредственно эти люди занимаются данной проблематикой.

Пока приведу немного цифр. По данным Роспотребнадзора, в период с 2012 по 2014 год зарегистрировано 156 201 случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией, почти 42 тысячи с летальным исходом. Это то, о чем я говорил в начале, — от этих «фанфуриков» травятся люди. Если раньше все это покупалось в аптеках, то затем дело пошло дальше, ими стали торговать в небольших ларечках, где продавались шоколадки, жвачки и лимонад. Насколько мы знаем, по всем регионам России после определенного часа нельзя осуществлять торговлю спиртосодержащей продукцией. А этими «фанфуриками» запросто могут торговать, потому что они не подпадают под действие законодательства.

Дмитрий снова на связи. Я тут привел небольшую статистику, взял ее с вашего сайта. И у меня вопрос: власти приняли обращение к премьер-министру, а дальше-то что? Все встало?

Д.Е.: Да. На этом все встало. Мы периодически поднимаем вопрос, волнами, и власть как-то реагирует, но ограничивается подобными обращениями и пожеланиями. Однажды проходил круглый стол на уровне местного Министерства сельского хозяйства. Но они тоже фактически развели руками. Было принято какое-то решение, сейчас я даже не помню формулировки, но что-то типа «в дальнейшую разработку». Люди разошлись, страницу перевернули.

И.К.: А почему так происходит? Эта проблема периодически возникает, появляются какие-то выкладки Роспотребнадзора о количестве отравившихся и о количестве летальных исходов. И поговорят-поговорят, а потом это все опять спадает на нет. Можно ли говорить о том, что налицо лоббирование со стороны каких-то представителей властей этого бизнеса? В частности, у вас в Ульяновской области можно так утверждать?

Д.Е.: Я уверен, что идет лоббирование, но думаю, что в первую очередь все же на федеральном уровне. Потому что это серьезные деньги. Производство у нас у соседей идет, в Самаре. Однако при этом и производство стеклянной тары, и непосредственный розлив расположен в Ульяновской области. Здесь какая-то заинтересованность власти безусловно есть, какие-то налоги. Но я не думаю, что они несут какой-то системный серьезный характер. Поэтому я бы смотрел выше. Это финансовые потоки, которые идут через самого производителя. Но то, что власть решать эту проблему не хочет, я могу сказать уверенно. Я это наблюдаю не первый год.

И.К.: Значит, кто-то лоббирует и производство лосьонов, и производство тары, и реализацию. А инициативы и обращения просто под сукно закладывает и тормозит эти процессы.

Д.Е.: Да. К сожалению, власть даже не хочет это серьезно обсуждать, выносить какие-то предложения. Ничего дельного не прозвучало. Я не могу поверить, что она настолько бездарна.

И.К.: На ваш взгляд, как можно было бы быстро и эффективно решить данную проблему? Минздрав утверждает, что есть в законодательстве дыры, которые не классифицируют эту продукцию как алкогольную. Другие ведомства тоже говорят, что здесь бессильны, и это нужно придумывать законодательный акт. Послы должен исходить, может быть, из какого-то Законодательного Собрания какой-то отдельно взятой области? Но такие посылы уже были. В Крыму Аксенов предлагал на федеральном уровне запретить продажу боярышника, начиная с полуострова Крым, потому что там эта проблема тоже есть. Но эта инициатива куда-то пропала. Каким образом можно решить эту проблему, на ваш взгляд?

Д.Е.: Все говорят об этом дыре в законодательстве и умывают руки. Мы обсуждали на местном экспертном уровне, и, на мой взгляд, самое дельное предложение, которое звучало, — это повысить цену в 2−3 раза. Если это лекарство, если это кому-то нужно, тем более, когда нужен боярышник, это раз в год чайная ложка. Давайте поднимем цену за пузырек до 100 рублей. Проблема будет полностью снята.

И.К.: Думаете? Я считаю, что это не очень большое увеличение цены.

Д.Е.: Здесь надо понимать, какая целевая аудитория. Это маргинальные слои населения. Это опасность подростков, и здесь возникает вопрос к алкомату как раз, потому что никаких ограничений уже не остается. Если им нужно будет потратить 100 рублей на что-то спиртное, они потратят уже на что-то другое. А сейчас пузырьки за две копейки — ударить себя по мозгам, что все и делают.

И.К.: Вы считаете, что увеличение ценовой политики на данную спиртосодержащую продукцию перенаправит вектор, и хотя бы люди не будут травиться, а будут искать уже более качественный продукт?

Д.Е.: Я думаю, это на 80% решит проблему.

И.К.: То есть прекратится приобретение данной продукции вообще?

Д.Е.: Прекратится на 95%. Мы как раз отведем проблему. Путь это остается как спиртосодержащая жидкость, использующаяся в медицинских целях. И ее будут брать те, кому это нужно. А ее берут те, кому это нужно. Боярышник — хорошее средство для сердечников. Но мы отвлечем всю эту маргинальную категорию, которая несет проблемы и себе, и вокруг себя. Этих людей я встречаю буквально ежедневно. Россыпи этих пузырьков в спальных районах повсюду.

И.К.: Я понимаю, о чем вы говорите. Я тоже, бывает, на прогулках в парке сталкиваюсь с такими залежами этих темно-коричневых маленьких «фанфуриков». Неоднократно видел, как люди сливают это все в более большую пластиковую тару, несколько десятков этих пузырьков, и спокойно потом идут дальше. Но я бы не сказал, что это именно представители маргинальной сферы. Мужчина за средний возраст, это было утреннее время, судя по всему, он шел куда-то на работу.

Ну, хорошо. А на законодательном уровне как эту проблему можно решить? Нужно принять какие-то законодательные акты, внести изменения, поправки в некоторые законы? Чтобы более глобально это решить, потому что проблема эта не отдельно взятого региона, ее география распространяется фактически на всю Россию.

Д.Е.: В том-то и дело. Я думаю, что масштаб проблемы, которую вы озвучили, требует в первую очередь серьезного экспертного разговора. Здесь должны быть и медики, и законодатели, и силовики, и юристы. Насколько боярышник нужен именно как лекарственное средство. Мы сейчас в любом случае будем скатываться в разговор на уровне общественности. Нужна, во-первых, политическая воля, нужно, чтобы власть захотела решить эту проблему. Пока, к сожалению, этого нет. И мы с вами вынуждены это обсуждать, хотя мы, в общем-то, дилетанты. Наверное, придется это сделать и надо это сделать. Мы, по крайней мере на региональном уровне, это продолжим. Будем давить на наших законодателей, искать какие-то пути выхода.

И.К.: Я вас понял. Дмитрий, огромное спасибо, что у вас получилось пообщаться с нами в прямом эфире.

Следующий наш собеседник — Екатерина Поздеева, депутат Архангельского областного Собрания депутатов, член Палаты молодежных законодателей при СФ. Алло, Екатерина, добрый день!

Екатерина Поздеева: Добрый день.

И.К.: Из разговора с Дмитрием Ежовы следует, что в их регионе есть факт лоббирования интересов продажи этих «фанфуриков», спиртосодержащей продукции, которая никоим образом не регулируется Роспотребнадзором или Минздравом. Появляются эти алкоавтоматы. И что здесь не хватает политической воли для принятия решения, для внесения поправок или законопроекта, чтобы он пошел из региона и вышел на федеральный уровень. Дмитрий считает, что тормозится это все именно на федеральном уровне. Как вы к этому относитесь? И как у вас в Архангельске решается проблема с этими алкоавтоматами? Потому что они могут появиться и у детского сада, и у школы.

Е.П.: У нас сейчас такая ситуация сложилась, что такой автомат стоит один в центре города Архангельска. Общественность естественно сразу же обратила на это внимание и сказала об этом нам, депутатам Законодательного Собрания. Мы начали изучать то, как это происходит в других регионах, какие меры были приняты или кто что планирует принять. У нас такого в магазинах нет, как в Ульяновске, я сейчас слышала от коллеги. Но, тем не менее, проблема начинает появляться, мы стараемся ее ликвидировать на начальном этапе, не дожидаться, пока это станет каким-то масштабным проектом, который очень сложно остановить и бороться с которым сложнее. Поэтому мы на сессии Законодательного Собрания, которая состоится в сентябре, будем выходить с инициативой на федеральный уровень и говорить там о двух моментах. Один — это то, о чем говорил ваш коллега, что нужно повышать цену, и единственный более-менее адекватным вариантом будет появление акцизов на эту продукцию.

И.К.: То есть, возможно, появятся акцизы?

Е.П.: Да, продукцию так называемого двойного назначения стоит все-таки приравнять к алкоголю. Если такое событие произойдет, тогда регионы смогут уже устанавливать на них акцизы. То есть одновременно действовать в двух направлениях: и акцизы, и действие федерального закона.

И.К.: А не получится ли тогда обратный эффект? Данные «фанфурики» появятся тогда в разрешенное время, в рамках действия федерального закона об обороте алкогольной продукции на прилавках продуктовых магазинов.

Е.П.: Я думаю, что они не появятся на прилавках продуктовых магазинов за счет того, что будет введена на них эта акцизная история, они просто-напросто будут дорогими, не выгодными для продажи, для предпринимателей.

И.К.: Получается, и в аптеках они будут дорогими. Если настойка боярышника будет нужна человеку именно в медицинских целях, не породит ли это такой социальный эффект, как протест: зачем повышать цену на настойку боярышника, если это все-таки медицинский продукт?

Е.П.: Мы здесь возвращаемся к понятию двойного назначения этих препаратов. Так сложилось, что по назначению их использует, мне кажется, около 5%. А остальные люди их используют по другому назначению. Здесь, я думаю, надо исходить из того, что нам важно обезопасить молодежь от этого. Безусловно, нужно думать о людях, которые употребляют их в медицинских целях или, например, протирают ими кожу. Но, тем не менее, главное здесь — попытаться.

И.К.: Получается, должен быть комплекс мер. Помимо того, что должны появиться акцизы, должен действовать федеральный закон на данную продукцию, вы сказали, надо отучать молодежь. Значит, должны подключаться молодежные комитеты к проблематике. Потому что с появлением этих алкоаппаратов, тем более что поставить их можно на данный момент везде, и нарушения закона не будет. Предприниматели, которые их ставят, убирают их из какого-то страха, может быть, давления со стороны властей. Этот комплекс мер — касательно именно молодежи какие меры еще? В Самарской области подростки 11−13 лет закидывали в эти автоматы по 20 рублей, покупали эту бутылочку и потом ее распивали. Какой комплекс мер должен быть, чтобы обезопасить подрастающее поколение от этой отравы?

Е.П.: Да, безусловно. Я как раз об этом и говорю. В случае, если этот продукт будет введен под действие федерального закона о обороте алкоголя, тогда будет распространяться невозможность продажи такого продукта детям. Они не смогут его купить, его в алкоматах не будет. Поскольку невозможно проверить, есть 18 лет человеку или нет 18 лет. Поэтому проблема решится. Его не будут продавать людям до 18 лет, и соответственно, молодежь будет ограждена от этого продукта. Для этого нужно всего лишь одно изменение в федеральный закон.

И.К.: Как я понимаю, Законодательное Собрание Архангельской области готово выйти с такой инициативой?

Е.П.: Этот законопроект необходимо поставить под федеральную поддержку во все регионы. Чем больше Законодательных Собраний других регионов еще до рассмотрения в Государственной Думе такую поддержку направит, тем больше вероятность того, что этот закон будет принят на федеральном уровне.

И.К.: А в этом направлении с коллегами из других регионов на данный момент ведется какая-то работа?

Е.П.: Безусловно. Из каждого субъекта в эту структуру входят молодые депутаты в возрасте до 35 лет, из каждого субъекта нашей страны по 2 человека. Перед тем, как мы эту законодательную инициативу будет отправлять, со всеми ними будет проведена некая работа, чтобы ускорить эту поддержку в других регионах. Потому что реально проблема существует. Я как раз разговаривала с коллегами, и фактически в каждом субъекте эта проблема есть.

И.К.: Я понял вас. Это очень хорошо и очень приятно. Главное, чтоб это все нашло активную поддержку, и какие-то поправки или законодательные акты или законопроекты были приняты, стали действующими законами, чтобы оградить и подрастающее поколение, и другие слои населения, более взрослое поколение от некачественной алкогольной продукции, от различных медицинских суррогатов.

Екатерина, огромное спасибо, что у вас получилось пообщаться с нами в прямом эфире.

Бизнесмены, которые хотят получить выгоду и прибыль, пошли дальше. Я уже говорил, что ранее этот продукт покупали в аптеках, потом фармацевты стали ограничивать продажу маргинальным представителям общества. Потом в ряде регионов она стала появляться просто в ларьках, поскольку не нужного никакого специального разрешения на распространение этой продукции, потому что она не попадает под регуляторы алкогольной продукции в РФ. Потом шагнули еще дальше — появились алкоавтоматы. На данный момент законодательно никто не может запретить появлению данного алкоавтомата. Бизнесмены, наверное, под давлением общественности убирают данную продукцию. В связи с этим возникает еще одна очень серьезная проблема в России — болезнь экономики выливается в запойный криминал. Люди начинают пить, травиться. Как сказал Дмитрий Ежов, этот «фанфурик» бьет по мозгам. Непонятно, какой опьяняющий эффект он оказывает на человека. В России ежедневно фиксируется больше тысячи преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Наверняка, в эту огромную статистику попадают и преступления, связанные с употреблением вот этих «фанфуриков». В 2016 году этот показатель стремительно увеличивается с темпом более 20% в год. Эксперты объясняют рост пьяного криминала ухудшением социально-экономической ситуации в стране. Подъем алкогольной преступности не прекращается после кризиса 2008−2009 годов.

Непрерывный рост числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, начался с 2009 года и с тех пор не останавливается. В 2015 году число таких преступлений перевалило за 400 тыс., что почти в два раза больше показателя 2009 года. В 2016 году, по данным Росстата, темпы роста пьяного криминала превышают 20%. Огромное количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Непонятно, каким образом будет это решаться. Как нас заверила Екатерина, есть представители молодых законодателей при Совете Федерации, куда от каждого региона входит по два представителя. Что этот вопрос будет поднять, будет обсуждаться, наверное, на ближайшем заседании этих представителей. Законодательное Собрание Архангельской области наверняка подготовит документ, отправит его далее, чтобы инициатива прошла на федеральный уровень. Но здесь нужна политическая воля не одного региона, чтобы в один голос об этом проблеме заговорила вся страна, а не только СМИ разных регионов. Данная проблема никак не выходит на федеральный уровень, об этом почему-то никто много не говорит. Употребление данной продукции, наверное, еще связано с повышением цен на алкоголь. Приблизительная стоимость бутылки водки сейчас — 220 рублей. 220 рублей прости 20 рублей — это ни в какие ворота не лезет. Дмитрий Ежов предлагает повышение стоимости данной спиртосодержащей продукции. Не знаю, насколько это решит проблему. Может быть, побираться и клянчить эти маргинальные слои населения будут больше, чтобы купить себе подорожавшую настойку боярышника. Вопросов остается очень много. Главное, чтобы была политическая воля, инициатива. Главное, чтобы начали регулировать данную спиртосодержащую продукцию.

Проблема есть, она не решена, о ней говорят. Будем надеяться, что в ближайшее время какие-то предпосылки к ее решению появятся. А я с вами прощаюсь. У микрофона был Игорь Киценко, программа «Угол зрения». Будьте осторожны, не пейте что попало и будьте здоровы!