Елена Сорокина

Наибольшей популярностью пользуются портмоне, кошельки, ежедневники и футляры для гаджетов. Фото: предоставлено мастерской Handsel

ФОТО: Наибольшей популярностью пользуются портмоне, кошельки, ежедневники и футляры для гаджетов. Фото: предоставлено мастерской Handsel

Ульяновские ремесленники рассказали, легко ли самому сделать мебель и как угадать желания клиента.
В Ульяновске в последние несколько лет активно развиваются частные мастерские. Клиентам предлагают разное: от декоративных элементов интерьера до индивидуальных аксессуаров. Как развивается малый бизнес в стиле «handmade», узнала «Русская планета».

От декоративных звезд и ящиков под цветы до винниц и амбарных шкафов — для работников ульяновской мастерской «Поле» не существует неинтересных и невыполнимых проектов. Свои изделия здесь характеризуют так — «для дома и души». А 25-летняя основательница и совладелица небольшого предприятия Дарья Кулагина рассказывает, как проект начинался на балконе ее собственной квартиры, а сегодня вырос до небольшого производства в центре города.

– Когда я выходила замуж, то твердо решила: свою свадьбу декорировать буду сама! И так загорелась этим делом, что целый сезон занималась оформлением чужих торжеств. Но это занятие мне быстро приелось, однако я успела понять: мне очень нравится делать что-то своими руками. Так появились небольшие проекты и заказы, например, интерьерные таблички и коробочки. Я занималась их изготовлением на балконе собственной квартиры и переругалась в итоге со всеми соседями. Пришлось задуматься об отдельном помещении. В итоге появилась небольшая комната в сорок квадратов на окраине города. Я взяла себе в помощницы девочку, и мы занимались созданием милых вещиц из дерева и декораций для фотопроектов. А затем появился первый крупный заказ — на лестницу. Мне пришлось попросить помощи у брата — так и появилась наша столярная мастерская «Поле»!

– А брат — столяр?

– Нет. Он — инженер. Я — дизайнер по интерьеру. Но нам обоим нравится заниматься ручным трудом, у нас это в крови, — объясняет Дарья Кулагина. — Наш дедушка в молодости был строителем, всю жизнь что-то мастерит, и нас приучал с детства своим примером к ручному труду.

– С каким материалом приходится работать?

– В первую очередь мы ориентируемся на то, где будет стоять наше изделие. Если это комнатная влажность и температура, то используем сосну: она более доступная по цене. Если «климат» в помещении мокрый и жаркий, то отдаем предпочтение дубу и ясеню — эта древесина дороже, но устойчивее к перепадам температур. Есть еще бук: он твердый и не такой дорогой, но, к сожалению, менее фактурный.

Работать приходится с разной древесиной: для эконом-вариантов подходит сосна, для более дорогих проектов — бук и ясень. Фото: предоставлено мастерской «Поле»

Работать приходится с разной древесиной: для эконом-вариантов 
подходит сосна, для более дорогих проектов — бук и ясень. Фото: 
предоставлено мастерской «Поле»

– Легко достать в Ульяновске нужную древесину?

– Увы, не всегда. Например, у нас не производят мебельные щиты. Их приходится заказывать из других регионов, и порой это выливается в задержку сроков доставки и соответственно задержку сдачи наших проектов. Можно, конечно, использовать массив дерева, но для его обработки нужны специальные станки.

– Одно дело — сделать своими руками интерьерную табличку или подсвечник, другое — целый шкаф. Не бывает страха перед крупными заказами?

– У нас со страхом сопряжен каждый новый проект, потому что это очередной шаг в развитии нашей мастерской. Люди, которые могут себе позволить эксклюзив, заказывают охотно. Это связано с тем, что в магазинах хоть и много всего, но все вещи штампованные, как под копирку, а им хочется чего-то особенного. Но здесь нужно понимать, что ручная работа всегда дороже. Не скрою, бывает, к нам обращаются те, кто думают, что за счет ручной работы можно сэкономить. Так вот: не будет ручная работа никогда дешевле «Икеи»! У нас все изделия в единичном экземпляре.

«Наша работа — делать людей счастливее!»

Со своим первым изделием из кожи — ключницей — основатель мастерской Handsel Кирилл Кожемяка ходит до сих пор. Говорит, изначально это был просто увлекательный эксперимент, а вылилось в дело жизни.

– Знакомый сказал, что у него есть интересная тема и показал заказанную на заводе кожу и несколько изделий, сделанных им вручную из нее. Мне понравилось. Тем более, это совпало с моими мыслями на тот момент: я хотел попробовать сделать что-то своими руками. И первыми изделиями стали кардхолдер (футляр для карточек) и футляр для планшета. Потом мы нашли помещение, это была обычная квартира, без ремонта с голыми бетонными стенами, постелили палас, поставили стол — и начали творить!

– Что сейчас представляет из себя ваше дело?

Наше основное направление — делать заказчиков счастливее. Для этого мы создаем для них изделия из натуральной телячьей кожи. Работаем по собственным эскизам и чертежам, как для частных лиц, так и для целых организаций. Для последних специально делаем тиснение фирменного логотипа на поверхности кожи и подбираем цвет материала и нитей в тон их корпоративного стиля. В основном изготавливаем портмоне, портфели, визитницы, ежедневники, кошельки, дорожные сумки, клатчи, футляры для техники, ремни. Однако бывают и эксклюзивные заказы: как-то раз мы создавали карту Симбирской Губернии XII в. По старым снимкам, которые нашли в Интернете и архивах, нарисовали эскиз и перенесли его на кожу методом художественного выжигания. Отличный подарок главе Российского географического общества. Если еще вспоминать эксклюзивные работы, то конечно же стоит упомянуть про сундук, обтянутый кожей. Его мы создавали с нуля: сначала деревянный короб, потом — кожа, затем — фурнитура, которую специально для нас вручную ковали кузнецы.

– В чем особенность работы с кожей?

– Мне нравится, что этот материал имеет неповторимую фактуру, он очень надежный и приятный на ощупь. Особенность обработки в том, что по завершению работы над изделием мы обрабатываем поверхность кожи воском. Это делается для того, чтобы придать коже харизматичный блеск и дополнительно защитить изделие от влаги. Еще одна «изюминка» материала заключается в том, что кожа относительно мягкая, может «изгибаться» и «волниться». Поэтому к каждому шагу в процессе создания мы относимся внимательно, тщательно продумывая дальнейший ход работ.

– Для вдохновения нужно особое время и место?

– Мастерская совмещена с шоу-румом, чтобы заказчики могли выбрать кожу, из которой будет создаваться изделие, посмотреть, какой цвет ниток будет сочетаться наилучшим образом, напрямую с мастером обсудить все детали и нюансы заказа. По поводу недовольств не буду скрывать правду — редко, но такие моменты случаются. Здесь вывод всегда один: делать так, чтобы нравилось. И неважно — начинать полностью с нуля или перешить один шов.

«Нетворческих людей не бывает!»

Ольга Ягирская одновременно руководит двумя мастерскими: «Гранат» славится своими витражами в технике Тиффани и фьюзинг, «Декор завод» — ажурным архитектурным декором. И два этих направления удается успешно сочетать. Одно из последних ноу-хау команды Ольги — соединение декоративных решеток с витражным стеклом. Такое я больше ни у кого не видела, рассказывает собеседница «Русской планеты».

– Раньше мне приходилось самой часто заниматься ручным трудом, хорошо помню, как паяла первые витражи. Сегодня в основном общаюсь с поставщиками, заказчиками, выстраиваю логистику. До стеклореза дело доходит тогда, когда мы придумываем что-то новое.

– Стекло и дерево — два разных материала. Какие особенности в работе?

– Стекло — благородный материал, одно удовольствие вырезать его, подгонять под нужные формы и размеры. Сейчас, к сожалению, витражисты всего мира переживают непростой период — закрытие американского завода Spectrum. У них был большой ассортимент, относительно доступные цены, стекла разной плотности и прозрачности. Одна из уникальных разработок завода — стекло, напоминающее стекающую воду. Аналогов нет не только в России, но и во всем мире. В России, к сожалению, цветное стекло для витражей не производят. Правда, для фьюзинга можно использовать стекло Брянского завода. Но в основном для небольших работ — в крупных изделиях есть риск, что оно может не выдержать и треснуть. Если говорить об ажурном декоре, то с МДФ проблем в Ульяновске нет. Мы используем качественный материал максимально плотности. Его проще обрабатывать. Покрываем решетки, короба, ширмы итальянскими полиуретановыми красками.

Одно из последних ноу-хау команды Ольги Ягирской — соединение декоративных решеток с витражным стеклом. Фото: предоставлено Ольгой Ягирской

Одно из последних ноу-хау команды Ольги Ягирской — соединение 
декоративных решеток с витражным стеклом. Фото: предоставлено Ольгой 
Ягирской

– Как рождается идея того или иного изделия?

– Чаще всего заказчики приходят со своей идеей. Самое сложное, это когда человек не знает, чего он хочет. Мы стараемся вытянуть из клиента информацию, чтобы знать, от чего отталкиваться, иначе будем долго тыкать пальцем в небо. Я убеждена, нетворческих людей не бывает. Наша задача — гармонизировать идею заказчика, ведь ему потом жить в этом интерьере! Для воплощения идеи на бумаги у нас есть дизайнер. Кроме того, эскизы витражей рисуют ульяновские художники, делают это вручную, а затем мы переносим картинку в компьютер и распечатываем в натуральную величину.

– Какие работы нравится выполнять больше — ювелирные по размерам или масштабные?

– Я отдаю предпочтение крупным проектам. Там меньше бухгалтерии, зато больше творчества. Порой разработка крохотной ширмы для собачки отнимает столько же времени и сил, сколько и огромный витраж во всю стену! Одна из моих самых любимых работ — это витраж «Хвосты золотых рыб»: 12 метров, много фьюзинга, стекло, напоминающее стекающую воду. Смотришь на такой и думаешь: «Какая классная у меня работа! Какие красивые вещи получаются!»