«Сошедшая с ума» камера фотофиксации нарушений ПДД указала, что пассажирская «Газель» («Луидор») двигалась по проспекту Нариманова со скоростью 233 километра в час. В ГИБДД постановление о наложении на владельца микроавтобуса крупного штрафа отменили, объяснив произошедшее «единичным программным сбоем» аппарата. Однако вопросы остались. Так ли уж единичны такие сбои, правильно ли используются автоматические приборы и с какой целью – собрать как можно больше штрафов или все же повысить безопасность дорожного движения?

«Газель» – «Ураган»

Нарушение, которого не было, было зафиксировано стационарным автоматическим прибором «АвтоУраган-ВСМ», установленным на портале над проезжей частью в районе СНТ «Черемушки». При разрешенной скорости движения 60 километров в час комплекс зафиксировал движение автомашины со скоростью 233 километра в час. Это притом, что в силу своих технических характеристик микроавтобус «Газель» не может разогнаться более чем на 135 километров в час (по крайней мере, такую цифру указал производитель).

Дальше произошла странная вещь. Несмотря на фантастические показания комплекса, в Центре фотовидеофиксации, где обрабатываются фотоматериалы со всех камер, в отношении владельца «Газели» было вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. А ведь по правилам сформированную компьютером информацию обязательно должны проверять сотрудники ГИБДД. Сначала оператор центра обязан сверить, читается ли номер машины, соответствует ли машина, изображенная на фотографии, той, хозяину которой будет отправлено постановление. Если все в порядке, материалы отправляются инспектору, который еще раз все проверяет и ставит под назначенным наказанием электронно-цифровую подпись. Только после этого «письмо счастья» отправляется адресату. Из случая с «Газелью» можно сделать вывод, что в ульяновском центре ни оператор, ни инспектор постановления о наложении штрафов не проверяют или проверяют через пень колоду. Иначе их не могла не смутить указанная скорость микроавтобуса. Сбой обнаружился только после того, как в ГИБДД с жалобой обратился недоумевающий автовладелец.

«Разработчику комплекса «АвтоУраган-ВСМ» ООО «Технология распознавания» незамедлительно был направлен запрос о корректности работы указанного комплекса, – говорится на сайте Управления ГИБДД по Ульяновской области. – Согласно предоставленной информации, имел место кратковременный единичный программный сбой в работе аппаратно-программного комплекса «АвтоУраган-ВСМ», в связи с чем скорость движения автомобиля «Луидор» определена некорректно. Предоставленная разработчиком комплекса «АвтоУраган-ВСМ» информация послужила основанием для отмены постановления, вынесенного в отношения собственника автомобиля «Луидор».

Автовладельцу вряд ли удалось бы добиться благополучного для себя исхода, ошибись комплекс, скажем, на 30 километров в час, указав, что «Газель» двигалась со скоростью 90 километров в час. Опыт водителей показывает, что шансы обжаловать такое постановление близки к нулю. И ведь никому неизвестно, сколько раз в день сбоит та или иная камера, «выписывая» штрафы водителям за нарушения, которых они не совершали.

Камера в кустах

Не меньше претензий у автовладельцев и к переносным приборам фото-, видеофиксации нарушений ПДД. По закону перед каждым радаром, в том числе и переносным, должна стоять предупреждающая табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» и дорожная разметка 1.24.4. Однако ГИБДД часто водителей не предупреждает, а иногда даже маскирует дорожные камеры.

В Госавтоинспекции заявляют, что при работе с переносными комплексами они ориентируются не на ПДД, а на ГОСТ, а тот обязывает обозначать только стационарные камеры.

Но цель установки приборов фото-, видеофиксации – в повышении безопасности дорожного движения, а не пополнении бюджета. Именно поэтому таблички и разметка крайне необходимы, в том числе и при использовании мобильных комплексов. Видя их, водители, за редким исключением, сбрасывают скорость. Вместо того чтобы работать на предотвращение ДТП и ставить комплексы с соответствующими табличками на наиболее опасных участках дорог, их, как правило, размещают на безопасных прямых участках, где риск попасть в аварию минимален, даже в случае превышения скорости. Пример тому – все те же камеры на портале возле СНТ «Черемушки».

Нередко комплексы устанавливаются скрыто, в зарослях, на обочине и даже в багажнике автомобилей. Кроме того, с мобильными камерами работают гражданские лица, а не инспекторы ГИБДД. Почему – тоже непонятно.

Действующим ГОСТом комплексы фото-, видеофиксации нарушений ПДД на стационарные и мобильные не разделяются. Переносные камеры, говорят их разработчики, нужны для тех мест, где нет необходимой инфраструктуры для работы камер стационарных, например, возможности подключения к электросети, а вовсе не для того, чтобы прятать их в кустах.

Еще одна уловка – установка вне пределов населенного пункта камер, настроенных на фиксацию превышения скоростного лимита в городе – 60 километров в час.

Работа большинства мобильных фоторадаров основана на эффекте Доплера (скорость транспортного средства измеряется по изменению частоты отраженного сигнала радиолокатора), поэтому устанавливаться они должны строго в соответствии с инструкцией – на высоте не ниже полуметра и не выше двух метров. В противном случае они измеряют скорость некорректно. Недавно это удалось доказать в суде кандидату физико-математических наук из Казани Юрию Горюнову. Внимательно рассмотрев фотографии из “письма счастья”, он обратил внимание на то, что датчик фоторадара расположен ниже днища его автомобиля. В таких условиях уменьшается скорость распространения радиоволн в этом атмосферном слое и поэтому результаты измерения скорости оказываются завышенными. Изучив документацию “КРИС-П”, Горюнов обратился в суд и доказал, что установка датчика фоторадара под углом меньшим, чем в 25 градусов, указанным в технических характеристиках комплекса, тоже приводит к сильному завышению результата измерения скорости автомобиля. В решении Высокогорского районного суда также указывается, что измерение скорости транспортных средств комплексом не является автоматическим и требует обязательного участия оператора.

В ГИБДД РФ на запрос «СК» с просьбой разъяснить ситуацию пока не ответили.
Дмитрий Минаев