Бывшая легенда Ульяновска и отечественного автомобилестроения – УАЗ, – кажется, стремительно превращается в «тюрьму народов», то есть в застенок для работников, которых гнобят нищенской зарплатой и репрессиями.

Электронные СМИ рассказали на днях о слесаре механосборочных работ УАЗа Юлии Старостиной, история противостояния руководства завода с которой дошла до суда. Причина в том, как многие на предприятии считают, что Старостина осмелилась потребовать предусмотренной коллективным договором индексации зарплаты, которая не повышалась уже шесть лет. Технология ответных действий известна: это слежка за строптивым работником – с целью вынести ему дисциплинарные взыскания, чтобы затем уволить по статье Трудового кодекса.

Это, вероятно, и пытаются сделать в случае с Юлией Старостиной. Одно из дисциплинарных взысканий было наложено на нее за пятиминутное отсутствие на рабочем месте в связи с посещением туалета. Женщина, однако, с наказанием не согласилась и оспорила его в Засвияжский районный суд. В нем инициаторы репрессий должны были обосновать свои действия статьями нормативно¬правовых актов, что получилось у них коряво и, по сути, лживо. Они что-то бормотали, ссылались на внутризаводские положения и инструкции. Суд, естественно, не убедили. В результате он признал взыскание незаконным и его отменил. И еще одна деталь: профком завода, единственной задачей которого является защита прав работников, в этом судебном процессе выступал не на стороне Старостиной, а на стороне руководства, после чего такой профком стоит, на мой взгляд, разве что выбросить за ограду предприятия.

То, что профсоюзы так быстро скурвились, не удивляет – реальной поддержкой коллективам они и никогда-то не были, удивляет, как стремительно новые собственники предприятия из идейных комсомольцев превратились в бесчеловечных монстров. То, сколь бездарными они оказались предпринимателями, за 17 лет владения заводом не сумевшими ни стратегию его развития предложить и ничего не придумать ни в плане модернизации автомобильного ряда, ни в учете нужд потребителей своей продукции, если не считать вздорной идеи последних дней под условным, вероятно предвыборным, названием «УАЗ – в каждый сельский дом!». Неужели нет ни одного умного, кто подсказал бы хозяину УАЗа господину Швецову, что на селе живут практически одни старики, которые свое уже отъездили и его машины им не нужны. Словом, если бы не госзаказы от силовых структур, еще пользующихся «уазиками», завод, тот его кусочек, что еще теплится, давно бы испустил дух.

А ведь основы, заложенные в производство в советское время, давали материал для будущего. Я с приятелями ездил недавно на иномарке одного из них в деревню, где мы по глупости уехали километров на пять по грунтовке в лес. Только туда доехали – пошел дождь, дорога стала, как мыло, и вдобавок грязь налипала на колеса так, что они не вращались. Пошли в село, откуда приехал на древнем «УАЗ-469» местный парень, который и дотащил нас буквально волоком по бездорожью до асфальта. По пути мы рассуждали, что если бы у него была «УАЗ-буханка», та вообще, как танк – дошла бы и не заметила, что кого-то тянула на прицепе. Разве эти модели не обещали, будучи модернизированными, предприятию успех? Но владельцы даже комолый дизайн «Патриота» не смогли как-нибудь облагородить. Вместо этого и вообще вместо созидательной работы над ассортиментом продукции устроили распродажу заводской земли и зданий да терзают, как Юлию Старостину, персонал. Пользуясь, наверное, тем, что рынок труда в области скукоживается и потому все должны безропотно пахать, есть серый хлеб с водой и помалкивать. Но Старостина молчать не стала.

Сергей ПОЛЕНОВ