Поэт, журналист, переводчик, театральный критик, музыкант Сергей Гогин выпустил третью книжку своих стихов. Первая вышла в 2000-м, вторая – в 2008-м.

Изданный в 2000 году сборник назывался «Колодцы снов». Не все читатели поняли смысл этого названия и при случае спрашивали автора, что оно означает. Объяснение он дал много позже. Книга 2016 года называется «Круги света». Если бы имя сборнику давал я, человек, наверное, более приземленный, я придумал бы что-нибудь попрактичнее с точки зрения маркетинга, хоть и не люблю эту современную манеру броских, с претензией на сенсационность, чаще всего необоснованную, фраз-слоганов. Но можно и без сенсаций, скажем так: «Большое сердце маленького человека». Написанная белым стихом поэма «Про маленького человека» – центральное произведение сборника.

По мотивам поэмы в Ульяновске поставлен спектакль, который шел на малой сцене драмтеатра уже два сезона и осенью вступит в третий. Это рассказ о жизни одного из нас. Герой без имени, как и его жена. Он любит Пушкина, особенно сказки. Кормит птиц, а весной делает для скворцов скворечники. Жена печет для своего человека вкусные пирожки с капустой. На вопрос: «А ты записался патриотом?», заданный как-то по телевизору самым главным человеком, он ответил вопросом же: «А ты сделал хоть одну кормушку для птиц?». Самый главный вычеркнул что-то в своем блокноте и сказал, что нынешний год объявляется годом перелетных птиц.

Однажды маленький человек решил поступить в театральное училище, посчитав, что это кратчайший путь к славе. Приемной комиссии объявил, что будет читать сказку Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке. Комиссия сказала: «А может, басню?». «Басню я не помню, – ответил он, – а Пушкин – великий русский поэт». «Что ж, извольте», – пожал плечами председатель комиссии.

И он стал читать о золотой рыбке, как вдруг, по ходу чтения, представил, что злая старуха из сказки – это его женщина, а несчастный старик – это он, и пришел от такой мысли в отчаяние. Когда дочитал, по его щекам текли слезы, председатель комиссии плакал, дама, член комиссии, рыдала навзрыд. Ему сообщили, что он принят. Выйдя в коридор, он увидел совсем молоденькую девчушку, лихорадочно повторявшую строки из басни. Небось, всю жизнь мечтала стать актрисой, подумал человек, и если я поступлю, займу ее место. Пошел в приемную комиссию и забрал документы…

Дальше пересказывать не буду, кто захочет, сможет посмотреть сам. В больших магазинах книжки, по-моему, нет, но ее можно найти, наверное, в маленьких, таких, как «Своя полка» на улице Льва Толстого. Белого стиха в сборнике вообще немного. В основном рифма: «Не слыхать голосов детворы, облака истончились до пленок, и такой несусветной жары я не помню, наверно, с пеленок. Небо выцвело до белизны, все желанья выводятся с потом, кроме жажды: навек для страны я останусь квасным патриотом. Знать, таков симметричный ответ небывало свирепым морозам. Тридцать девять в тени? Мил не свет, а Светлана с дождливым прогнозом…» («Жара-2010).

Поэзия Сергея по большей части личностная, что он признает и сам. «Иногда спрашивают, – говорит он в послесловии к сборнику «Круги света», – почему первая книга стихов называется «Колодцы снов». Колодцы снов – это люди. Человек, даже живя среди людей, может испытывать одиночество, жить, словно в пустыне. Выжженная земля – это круг непонимания. Где человек может черпать ресурсы? В себе самом. Поэтому – «Колодцы снов». И еще: «Вообще, у поэта всегда под рукой есть предмет для стихов. Это он сам, его внутренний мир. Если нет внутреннего мира, то не о чем писать, нечем перерабатывать впечатления. Так что я, скорее всего, в основном бытоописатель своей внутренней сущности. Наверное, поэтому это может показаться сложным для понимания». Некоторые вещи и в этой, третьей, книге Сергея Гогина действительно сложны, но есть в ней и предельно ясные, хоть и с философским подтекстом, произведения, как пересказанная выше поэма «Про маленького человека».