Археологические исследования на территории Ульяновской области в этом году принесли, как минимум, две сенсации, которые оценит научный мир. А работа впервые сопровождалась компьютерным моделированием археологических памятников.

Меч погнули, чтобы не навредил живым

Раскопки шли в междуречье Волги и Свияги, в Ульяновском районе. Называть точное место не станем, чтобы не давать ориентир “черным археологам” – браконьерам, которые нарушают культурный слой, грабят памятники и не дают возможности представить цельную картину прошлого. По словам заведующего отделом археологии НИИ истории и культуры Ульяновской области, доцента кафедры истории УлГПУ Юрия Семыкина, исследования проводились на средства гранта Российского фонда фундаментальных исследований. Археологические работы проводились с Открытыми листами на проведение археологических работ, выданными сотрудникам археологической экспедиции Министерством культуры РФ. Руководителем гранта являлся старший научный сотрудник этого же НИИ и Института археологии имени Халикова АН Татарстана Леонид Вязов. В составе экспедиции работали коллеги из Самары, Тольятти, почвоведы из Москвы и Казани а также молодой ирландский археолог Джеймс Уильямсон. В экспедиции 2016 года планы памятников и фиксация археологических находок проводилась с помощью электронных приборов – тахеометров. Они позволяют при помощи специальной компьютерной программы создать 3D-модель археологического памятника. В частности, так изучались грунтовый могильник и городище в Ульяновском районе.

– Мы впервые встретили некрополь VII века – грунтовые могильники этого времени в Ульяновской области были неизвестны, – рассказал заведующий отделом археологии НИИ истории и культуры Ульяновской области, доцент кафедры истории УлГПУ Юрий Семыкин. – Причем других памятников именьковской археологической культуры у нас довольно много – это городища, поселения, отдельные находки. Об именьковцах мы много говорим в последние годы, по ряду признаков их связывают с раннеславянским населением, в наших краях они жили в V-VII веках. Первыми на этот могильник наткнулись браконьеры: недалеко от нашего раскопа они нашли клад из 22 топоров. Ясно, что это был не запас на черный день, а продукция местных кузнецов, приготовленная для продажи или обмена. Мы изучили погребения, которые проходили по обряду кремации. Именьковцы сжигали своих покойников на кострах, примерно так поступают в Индии. Остатки костей, керамическую посуду и некоторые вещи складывали на дно не очень глубокой могильной ямы. Туда могли положить детали костюма, украшения. Мы обнаружили шикарные ножны от маленького ножика с изумительным орнаментом. Орнамент выполнен в так называемом геральдическом стиле – многие предметы внешне напоминают щиты. Этот стиль узко датируется седьмым веком. Есть еще одна интересная находка – короткий меч, который перед погребением согнули. Такой обряд археологами объясняется тем, что испорченным оружием покойник не сможет нанести вред оставшимся живым.

Археологи работают в этих местах не первый год, и материал, накопившийся за несколько лет, позволяет им говорить о том, что в эпоху от раннего средневековья включительно до эпохи домонгольской Волжской Булгарии здесь сформировался один из крупнейших в Восточной Европе центров по добыче железной руды и получению железа. На этой территории есть выходы сидеритовой руды, в которой содержание железа доходит до 40-50 процентов. Достаточно применить металлургический способ так называемого сыродутного процесса, чтобы получить железо. Практически на всех археологических памятниках этого междуречья ученые встречают следы металлургического производства – шлаки, железные крицы, а недавно в северной части Ульяновска исследовали остатки сыродутного горна.

Общность боевых топоров

Вторая сенсация связана с обнаружением поселения балановской археологической культуры. Она существовала в раннем бронзовом веке (первая половина второго тысячелетия до нашей эры). Это одна из загадочных культур, для наших мест она является пришлой и связана с другими культурами археологической общности боевых топоров. Их объединяет применение каменных шлифованных топоров с отверстием для рукоятки в центре. В профиль они напоминают индейскую пирогу, и, предполагают археологи, скорее всего, эти топоры являлись символами власти вождей и воинов. Балановская культура близка фатьяновской, бытовавшей в Ярославском, Московском, Тверском Поволжье. Носители этой культуры пришли из западных областей, например, с территорий Псковской, Новгородской областей, из Прибалтики. В основном люди занимались скотоводством, разводили преимущественно свиней, а также мелкий и крупный рогатый скот. Возможно, занимались они и земледелием, знали металлургию меди и бронзы.

– Долгое время на территории Ульяновской области памятники балановской культуры были известны только на западной границе региона, на Суре, – пояснил Семыкин. – В 40-50-е годы их исследовал археолог из Мордовии Павел Степанов. Он раскопал городища Ош-Пандо и Ашна-Пандо, и тогда это тоже была сенсация. В Ульяновской области ранее были известны 16 боевых топоров этой культуры. А в этом году мы впервые нашли поселение балановцев, которое находится в Волжско-Свияжском междуречье. На памятнике мы обнаружили кремневые изделия – пластины, мелкие орудия – отщепы, наконечник стрелы, а самое важное – целый развал керамического лепного сосуда. Этот сосуд богато украшен красивым геометрическим орнаментом, напоминающим орнамент на коврах. К сожалению, он очень плохо сохранился, но мы постараемся отреставрировать его и склеить.

Там же, но уже в эпоху раннего средневековья, жили именьковцы. Подтверждением этого являются находки лепной именьковской керамики и следов масштабного производства сыродутного железа. Седеритовую руду добывали на площадке за поселением. Почвоведы из Москвы и Казани подробно изучили оборонительный вал, построенный именьковцами. Работа шла масштабная: сооруженные ими вал и ров огромны. Почему-то они старались создать мощные оборонительные сооружения – видимо, опасались нападения.

Еще об одном открытии ученые пока говорят осторожно: получены материалы о присутствии ананьинского населения на правом берегу Волги. Это эпоха раннего железного века – первое тысячелетие до нашей эры. На левом берегу с 1950-х годов известны памятники этой культуры – они находятся в зоне затопления Куйбышевского водохранилища, в Старомайнском районе. А о том, что ананьинцы жили и в правобережье, информация появилась только в этом году. В планах ученых – исследовать их поселения в ближайшие годы.