«Маленький провинциальный вокзал. Кабинет начальника вокзала, он же одновременно – и справочное бюро, и телеграф, и билетная касса». Так начинается знаменитая пьеса румынского писателя Михая Себастиана «Безымянная звезда», сюжет которой памятен нам по одноименному советскому фильму Михаила Козакова. Теперь к этой блистательной драматургии обратился и ульяновский театр имени И.А. Гончарова – премьера состоялась в минувшие выходные.

В ульяновском спектакле место Учителя занял Владимир Кустарников, а Неизвестную сыграла Юлия Ильина. Блестящий тандем обеспечивает зрителям почти три часа ярких драматических перипетий из жизни провинциального румынского городка, где время как будто замерло на месте, а самым большим событием является проезжающий поезд. Пока однажды на перрон с многочисленными стрелками путей, против правил, не сходит она, прекрасная незнакомка. Неожиданный форс-мажор яркой сверхновой вспышкой сначала едва ли не разрушает потемки установленного порядка жизни в захолустье, однако в финале все возвращается «на орбиты своя», ведь и в космосе «ни одна звезда не отклоняется от своего пути»…

Спектакль, собственно, и показывает нам целый космос человеческих отношений. Скромный учитель, закоренелый холостяк, у которого есть заветная мечта, собственная, почти интимного свойства, тайна – он открыл светило, которого нет ни на одной звездной карте, и только к этому шел всю свою жизнь. И избалованная светская львица, убегающая от своих куда более приземленных проблем. Два антимира, вопреки законам гравитации, встретились, чтобы с закономерной неизбежностью расстаться.

Рассказанные нам истории двоих дополняются мини-судьбами еще более чудаковатых обитателей маленького городка – это мадемуазель Куку (Ирина Янко) и господин Удря, местный композитор (Михаил Петров), олицетворения промчавшейся мимо жизни (как те скорые поезда) и нереализованных надежд (как практически готовая симфония, которой не хватило всего ничего – английского рожка).

Надо сказать, что спектакль получился красивым, словно само звездное небо – и по декорации, и по свету, и по музыке. И то, что главного героя играет актер, может быть, возрастом старше, чем мы привыкли видеть в постановках пьесы Себастиана, только добавляет этой работе новых смыслов и поводов к размышлению.

Провинция или столица? Наивность или цинизм? Или весь смысл пути – не более, чем постоянное перекрестье железнодорожных веток?.. А может быть, стоит искать свою звезду, чтобы дать ей имя, каким ее еще никто не называл, даже если она безнадежно далеко, потому что названной она станет ближе?! «Ты никогда ее не видел, но знаешь, что она там. Значит, и я всегда здесь, с тобой»… В таком вот случае и любовь есть. А смерти – нет.

Александр Филатов