Клиенты компании «Росгосстрах» столкнулись с очередной проблемой – чтобы получить талон на осмотр поврежденного в ДТП авто, очередь приходится занимать с ночи и стоять по нескольку дней. Сами страховщики просят автовладельцев запастись терпением и при этом стращают людей последствиями обращения за помощью к автоюристам.

«Лучше часа в 4 утра записаться – и домой, а к 10 вернуться», – такие рекомендации владельцы пострадавших в авариях машин оставляют друг другу в соцсетях. Сообщения сопровождают фото и видео из офиса «Росгосстраха» по улице Октябрьской: в очереди, хвост которой заканчивается на улице, – несколько десятков человек. Внутри – не протолкнуться, постоянная ругань, духота…

Дело в том, что осмотр помятых авто ведет один эксперт и в рабочие часы успевает принять максимум 8-10 машин, включая застрахованные по КАСКО, которые по правилам страховой компании проходят вне очереди. Но желающих – во много раз больше. Чтобы получить талончик, людям приходится записываться в очередь и периодически приезжать отмечаться. И так – несколько дней.

Однако далеко не все располагают необходимым запасом времени. По закону за помощью в подобных случаях можно обратиться к представителю, так называемому автоюристу. Но в «Росгосстрахе» своих клиентов от такого шага предостерегают, продолжая, тем не менее, чинить для них всевозможные препятствия. В частности, там заявляют, что «в соответствии с Налоговым кодексом автовладелец, получивший дополнительный доход, обязан исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, а также предоставить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ». Далее приводится перечень санкций в виде штрафов для граждан, не выполнивших эти требования.

На самом деле, страховщики вводят своих клиентов в заблуждение. В соответствии со статьей 213 Налогового кодекса РФ при расчете налога на доходы физических лиц полученные страховые выплаты действительно учитываются. Исключение составляют те, что получены по договорам обязательного страхования. Таким образом с выплаты по ОСАГО подоходный налог платить не надо. А вот если страховая компания возместила ущерб по полису добровольного имущественного страхования (например, по КАСКО), то налоговые органы это учитывают.

Выполняй «Росгосстрах» свою работу добросовестно, его клиенты едва ли массово пользовались бы услугами опытных юристов, которые знают, как призвать нерадивых страховщиков к ответу. В частности, юристы утверждают, что у пострадавших в ДТП нет никакой необходимости часами стоять в очереди на осмотр. Необходимо письмом с уведомлением направить в страховую компанию сообщение о случившемся ДТП и сообщить о месте и времени осмотра авто для проведения экспертизы, которое обозначит независимый оценщик. Если представитель компании в назначенное время не явится, не проблема, поскольку суду достаточно будет предоставить уведомление.

Напомним, в начале августа «СК» уже писал, что отказ сотрудников «Росгосстраха» оформлять клиентам полисы ОСАГО без покупки дополнительных страховок вызвал настоящий народный бунт в головном офисе Ульяновского филиала компании. Менеджеры в отделе продаж каждому из желающих оформить «автогражданку» соглашались выдать полис лишь при условии страхования жизни за две тысячи рублей. Несогласным с дополнительными поборами автовладельцам в обязательном страховании отказывали. Когда отказников набралось несколько человек, люди стали возмущаться и требовать от менеджеров оформить документ или же написать претензии на имя руководства компании. В ответ те покинули свои рабочие места и вызвали сотрудников частного охранного предприятия. К счастью, обошлось без драки, но офис после инцидента не работал в течение нескольких дней.

Николай Генин