Виталий Ахмеров
Почему кабаны в лесах Ульяновской области должны встречаться реже, чем слоны и леопарды?

В последние три недели ульяновские свиноводы с тревогой следят за новостями из соседней Чувашии – там было зафиксировано несколько очагов африканской чумы свиней.

Вирус был обнаружен в том числе в селе Напольное Порецкого района – всего в 40 километрах от границы с Ульяновской областью.

В этой связи областная противоэпизоотическая комиссия под председательством Сергея Морозова собралась на экстренное заседание и выработала меры, которые позволили не допустить проникновения вируса на территорию Ульяновской области.

– Так близко к границам нашего региона чума еще никогда не подходила, – рассказала нам директор областного департамента ветеринарии Нина Пелевина. – Ветеринарная служба встала на пути вируса живым барьером. Мы выставили на трассах посты, наши сотрудники тщательно досматривают всю завозимую в регион продукцию.

Всего за неделю с 19 по 25 августа ульяновские ветеринары досмотрели 637 машин, выявив пять партий продукции общей массой более 12 тонн без документов, подтверждающих безопасность и качество. В отношении нарушителей составлены протоколы об административных правонарушениях, продукция на территорию региона не допущена. Проведен обход более 60 дворов на сопредельной с Чувашской Республикой территории, осмотрено 136 голов животных, которые, по результатам осмотра, признаны клинически здоровыми.

Надо сказать, что для здоровья человека вирус АЧС считается неопасным, но может нанести огромный экономический ущерб. Лекарства и вакцины против него не существует, и единственный способ остановить распространение вируса – уничтожение всего свинопоголовья в радиусе 20 километров от очага. Так, буквально на днях стало известно, что одно из крупных свиноводческих предприятий Рязанской области вынуждено уничтожить десятки тысяч свиней и понесло гигантские убытки.

Руководитель СКИК «Новомалыклинский» Рамиль Хайруллин считает, что свести к минимуму риск проникновения вируса АЧС на территорию Ульяновской области можно, но для этого необходимо, во-первых, значительно ограничить популяцию дикого кабана в наших лесах, а во-вторых, добиться минимизации поголовья домашних свиней в личных подсобных хозяйствах граждан.

– В 142 из 170 случаев АЧС, зафиксированных в России в этом году, заражение произошло из-за передачи вируса от дикого кабана, – пояснил Хайруллин. – Недавно глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин на встрече с Владимиром Путиным заявил, что кабаны в России должны встречаться реже, чем слоны и леопарды. И с этим трудно не согласиться.

Многие фермеры отмечают возросшую численность диких кабанов в Ульяновской области – эти животные часто выходят на поля и пожирают часть урожая зерновых и технических культур. Нина Пелевина в разговоре с нашим корреспондентом отметила, что особое беспокойство вызывает Сурский заказник.

– Он находится в федеральном подчинении, но никакой дирекции на этой особо охраняемой природной территории не создано. В результате кабаны там бесконтрольно размножаются и никто ничего не может с этим поделать, – сетует Нина Ивановна. – Мы направили в федеральное Минприроды письмо за подписью Сергея Морозова и надеемся, что нам удастся сдвинуться с мертвой точки в решении этого вопроса.

По словам старшего охотоведа по производственному охотничьему контролю Ульяновской ассоциации охотников и рыболовов Павла Захарова, по итогам весеннего учета на 2 миллионах гектаров охотничьих угодий области обитало 1600 кабанов. Перед ассоциацией стоит задача уменьшить популяцию до численности не более 1 кабана на две тысячи гектаров. По словам Захарова, для этого ассоциация стала выдавать больше разрешений на отстрел кабанов. Стоимость лицензии на добычу взрослого кабана для члена Ассоциации охотников и рыболовов составляет 12 тысяч рублей. Для всех остальных – вдвое дороже.

В частном разговоре с нашим корреспондентом сельхозпроизводители высказывают сомнения в правильности учетных данных о численности кабанов. По их мнению, цифра очень сильно занижена, поскольку обществам охотников выгодна большая популяция, ведь продажа лицензий – главный источник их доходов. К тому же ни для кого не секрет, что многие охотники убивают по несколько животных на одну лицензию.

Что касается поголовья свиней в личных подсобных хозяйствах, то, по мнению Рамиля Хайруллина, его необходимо свести к минимуму любыми способами.

– Дело в том, что свиньи в личных подсобных хозяйствах очень плохо защищены от заразы. На промышленных же свинокомплексах все корма, прежде чем попасть к животным, тщательно проверяются. Все сотрудники, приходя на работу, снимают всю одежду, проходят дезинфекцию и переодеваются в чистую рабочую одежду, чтобы свести к минимуму риск заражения животных, – рассказывает Хайруллин. – Поголовье свиней на моем предприятии – 50 тысяч, и я не могу себе позволить халатно относиться к вопросам безопасности. Мы тратим на эти цели большие деньги. В личных подсобных хозяйствах такой уровень защиты обеспечить невозможно.

С директором свинокомплекса солидарен и замминистра сельского хозяйства Ульяновской области Вячеслав Рожнов.

– Мы должны максимально широко информировать владельцев личных подсобных хозяйств об опасности африканской чумы свиней, постараться убедить их не закупать молодняк свиней, вырастить и реализовать имеющееся поголовье и переориентироваться на разведение КРС и птицы, – считает Рожнов. – Ведь если не дай бог АЧС проникнет в Ульяновскую область и нам придется уничтожить все поголовье свиней в ЛПХ (на данный момент это 68,5 тысячи голов), это чревато социальным взрывом. Кроме того, следует оказать максимальную поддержку нашим промышленным свинокомплексам. К сожалению, сейчас многие из них вынуждены работать себе в убыток из-за низкой цены на мясо, которая в живом весе практически равна себестоимости. Если бы мы субсидировали свиноводам часть затрат на закупку соевых кормов, то они могли бы потратить освободившиеся средства на противоэпизоотические мероприятия. Другой мерой поддержки свиноводов может стать активное продвижение их продукции внутри региона. Увы, сейчас отмечается засилье производителей из других регионов, а местным по ряду причин трудно пробиться на рынки. Ситуацию необходимо в корне изменить -ульяновским свиноводам вполне по силам полностью закрыть потребность региона в свинине.

Кстати, по словам Нины Пелевиной, несанкционированная торговля мясом – еще один потенциальный источник заражения вирусом АЧС.

– В Чувашии вечером объявили карантин, а уже утром не могут найти половину поголовья! – сетует Пелевина. – Владельцы ЛПХ спешно забивают скот и всеми возможными путями пытаются продать мясо, в том числе в соседних регионах. За всеми проселочными дорогами мы чисто физически не сможем уследить, тем более полиция не может нам полноценно помогать – они не имеют права выделить сотрудников до тех пор, пока в регионе не будет зафиксирована вспышка заболевания…

По последним данным вспышка АЧС в Чувашии пошла на спад. Но это вовсе не означает, что риска заражения больше нет. Ветеринарам, руководителям промышленных свинокомплексов и владельцам личных подсобных хозяйств необходимо быть начеку. Ведь, как мы выяснили, опасность может подстерегать где угодно.