«Императорский», «Волжский», «Ульяновский», «Свободы», «Старый» – спроси любого ульяновца, о чем идет речь, и получишь однозначный ответ: об ульяновском мосте, соединяющем волжские берега. Этот мост является одним из символов нашего города, его изображение можно встретить на фотографиях, буклетах, сувенирах. На фоне нашего моста гости города обязательно делают фото на память. Еще бы – более двух километров в длину, 12 пролетов, красивейшие волжские склоны…

В 2016 году Императорский мост отмечает свой 100-летний юбилей. И мы хотим вспомнить, как все начиналось.

Железнодорожный мост через Волгу был введен в строй в 1916 году. Вопрос о его строительстве встал в конце XIX века, когда в Симбирск была проложена железная дорога. До этого времени грузы приходилось выгружать из вагонов, а затем переправлять зимой по льду, летом – на баржах до следующей станции и снова грузить в вагоны.

Строительство началось весной 1913 года. Автором проекта стал русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения Николай Аполлонович Белелюбский, который до этого построил в России около 100 мостов. По его проектам возведен ряд крупных металлических железнодорожных мостов через Волгу, Днепр, Обь, Белую, Ингулец и др. Окончательно мост был достроен в 1916 году, и 5 октября состоялось его торжественное открытие, а 1 декабря по нему открылось временное пассажирское движение.
Местный летописец Иван Михайлович Якушин так описал открытие моста: «Блестящая, в золоте, орденах и лентах колонна в числе 300 человек во главе с епископом Назарием, плотно подзакусив в Троицкой гостинице, нарядившись в шубы, плащи и консервы (очки), тихо, величественно тронулась с флагами, хоругвями и крестами на аркаду… Там в сооруженном павильоне, отмочалив крестный молебен с провозглашением многолетия Царственному дому и К., кортеж полез в вагоны, и поезд пошел к мосту, где я крепко держал от ревущей бури зеленую ленточку с золотой надписью. У портала я флагом остановил поезд, из вагона вышел епископ, щедро оплескав всех кругом (и, надо сказать, в этом он был прямо гений), а начальник, губернатор и председатель Правительства, вместе с Белелюбским заклепали 3 традиционные серебряные заклепки в холодном виде в специально оставленном для этого случая месте…».

Первое название моста было «Романовский», после Февральской революции мостовое сооружение переименовали в «Мост Свободы». Срок службы моста определили в 100 лет. Стальные конструкции для моста изготавливались на Юзовском заводе (г. Донецк, Украина) и собирались на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Для сборки пролетов был поставлен миллион заклепок.

При строительстве не обошлось без чрезвычайных происшествий. 7 июля 1914 года строящийся мост был сильно поврежден пожаром, а 2931 мая 1915 года произошел оползень Симбирской горы, разрушивший подходы к мосту со стороны города. Но благодаря слаженной работе строителей моста все проблемы были решены в октябре 1916 года, тогда и состоялось открытие мощнейшего сооружения.

В дальнейшем мост пережил не одну реконструкцию. Сначала в течение 1953-1958 гг. были расширены и приподняты опоры моста на 2,5-8 метров. Причиной послужило образование самого крупного на Волге Куйбышевского водохранилища. Были сооружены трапециевидные пролетные строения нового автогужевого моста. Что примечательно, вся реконструкция производилась без прекращения движения железнодорожного транспорта. Затем в 2003-2008 гг. был проведен капитальный ремонт моста. Были заменены пролетные строения, сооружена железобетонная конструкция для усиления.

C мостом связана и печальная история – катастрофа комфортабельного теплохода «Александр Суворов», произошедшая 5 июня 1983 года. Причиной катастрофы послужила халатность рулевого и штурмана. Они направили теплоход в более низкий пролет моста, в шестой вместо третьего, на котором были установлены сигнальные огни. В результате произошло столкновение теплохода с мостом. Погибло более 170 человек.

Кстати, существует легенда, что одна из заклепок старого моста сделана из драгоценного металла. Другая история гласит, что в бетонную опору была замурована серебряная плита, на которой были выбиты имена самых первых мостостроителей.

Подготовлено МКУ «Ульяновский городской архив»