На этой неделе стало известно, что руководство украинского концерна «Антонов» намерено наложить запрет на международные полеты российских Ан-124-100 «Руслан». Президент «Антонова» Александр Коцюба таким образом отреагировал на нежелание России производить сервисное обслуживание на киевском предприятии. Пострадает от такого решения, в первую очередь, ульяновская компания «Волга-Днепр», крупнейший эксплуатант «Русланов».

– Сейчас компании, эксплуатирующие Ан-124 в России, пытаются уйти от сервиса «Антонова» и эти функции переложить на российские компании, в частности, на «Ильюшин», – заявил Коцюба на пресс-конференции в Киеве. По его словам, «Антонов» как разработчик «Руслана» в связи с этим может наложить запрет на полеты самолетов вне России.

Отказ от техобслуживания «Русланов» на Украине предложили российские компании – эксплуатанты Ан-124. Объяснялось это тем, что Киев намеренно затягивает обслуживание, чтобы подорвать возможности грузовых авиаперевозок.

При этом техобслуживание «Русланов» производит и «Авиастар», он занимается только теми самолетами, которые были выпущены в Ульяновске. «Волга-Днепр» имеет в парке 12 таких самолетов, все – ульяновского производства. Однако это вовсе не говорит о том, что обслуживание производится полностью в Ульяновске и завязано только на «Авиастаре». По контракту обслуживаются самолеты при участии «Антонова», а это значит, что под удар попадают все российские «Русланы».

Согласно открытым данным, у самолетов «Волги-Днепра» сертификаты летной годности истекают уже очень скоро: по меньшей мере, у пяти самолетов – в 2016 году, у остальных в основном – в первой половине 2017 года.

Украина заявляет, что. в случае отказа России от обслуживания самолетов в Киеве «Антонов» не сможет «гарантировать их безопасность». То есть после того, как самолеты перепоручат «Ильюшину», украинская компания в международных авиационных организациях снимет с себя ответственность за их безопасность. Как объяснили в СМИ юристы, киевский авиаконцерн действительно может это сделать как разработчик, что приведет к приостановке эксплуатации «Русланов». Но это не означает прямого запрета на международные полеты – решение об этом примут уже другие страны на основании заявления «Антонова» об отсутствии гаранта безопасности. Учитывая, что к Киеву на Западе прислушиваются сейчас охотнее, такое развитие событий представляется вполне реальным.

Для «Волги-Днепра» это будет катастрофой. В парке компании 12 таких самолетов – и они самые крупные. Кроме того, «Волга-Днепр» пользуется пятью Ил-76ТД-90ВД. тремя Boeing 737-400SF. Точных данных о количестве Boeing 747 Freighter нет, однако известно, что компания собралась закупить 20 таких самолетов, о чем уже заключено соответствующее соглашение.

Так вот, самые крупные заказы, которые выполняет «Волга-Днепр», касаются как раз «Русланов». 80% всех вылетов этих самолетов – зарубежные.

Вернемся к пресс-конференции Коцюбы, где он заявил о возможном запрете на международные полеты «Русланов». На ней он прямым текстом сообщил:

– Мы находимся на данный момент, я бы так проинформировал, в стадии развода по проектам с компанией «Волга-Днепр»». Мы будем самостоятельно работать на рынке, – отметил он, добавив, что самостоятельная работа по проектам будет начата с 2017 года.

Речь идет о совместной компании Ruslan International Ltd, которая стала маркетинговым агентом украинского и русского операторов перевозок. Также «Авиалинии Антонова» и «Волга-Днепр» совместно участвуют в проекте перевозок для НАТО (программа Ruslan SALIS).

В этой истории может пострадать и «Авиастар». Даже если России удастся на законных основаниях отказаться от услуг киевской корпорации, то ремонтную базу все равно планируют разместить на базе «Ильюшина». А руководство «Авиастара» призналось, что работа над «Русланами» приносила компании серьезный доход.

Напомним, что еще летом в связи с заключением соглашения на поставку самолетов Boeing «Волге-Днепру» эксперты утверждали: это, скорее всего, означает скорый отказ от Ан-124 «Руслан», обслуживание которых неизменно дорожает.

Сергей Гурьянов