Этим летом Ульяновский педагогический университет впервые выпустил студентов, отучившихся на логопедов. За право открыть эту специальность вуз долго боролся, сейчас обучение на ней очень востребовано, как в очной, так и в заочной формах. Такую популярность легко объяснить: регион многие годы испытывает дефицит в квалифицированных логопедах, некоторые из работающих специалистов не имеют достаточного уровня теоретических и практических знаний, а родители обычно сами не могут понять, когда есть необходимость обращаться к специалисту по поводу проблем с речью у ребенка и дает ли такое обращение нужный результат. Об особенностях речевого развития детей, тонкостях работы логопедов и создании нужной речевой среды для ребенка мы попросили рассказать старшего преподавателя кафедры дошкольного и начального образования УлГПУ Валентину Седакову.

– Валентина Евгеньевна, обычно в России ребенок впервые попадает к логопеду в три года. Почему для первого осмотра специалиста выбран этот возраст?

– Три года – один из критических периодов развития речи. К этому возрасту ребенок переходит на развернутую фразу, состоящую из 3-5 слов. Вырастает словарный запас, идет развитие коммуникативных способностей. Поэтому рекомендуется проводить первичное обследование около трех лет.

– А есть ли смысл идти к логопеду раньше, если родителей что-то настораживает в развитии речи у ребенка?

– Смысл проконсультироваться у специалиста всегда есть. Не надо бояться, потому что хороший подготовленный специалист определит, нарушение это или индивидуальный темп развития. Я как сталкивающаяся с такой проблемой обязательно порекомендовала бы раньше обращаться тем, у кого были серьезные патологии беременности, серьезная родовая травма, особенно центральной нервной системы. Если в первый год жизни был диагноз у невропатолога, было постоянное наблюдение этого специалиста, в 2-2,5 года нужно посмотреть, есть задержка или нет. Если она есть, это хороший период, чтобы начать раннюю коррекционную работу.

– Но часто специалисты говорят, что ребенок в таком возрасте не будет заниматься и толку не будет.

– Судя по практике, логопеды не любят таких обращений, их загруженность слишком велика. В наших городе и области специалистов катастрофически не хватает. Поэтому многие советуют подождать. Но чем раньше начата коррекция, даже при самых тяжелых случаях, тем выше эффект к школьному возрасту. Если начинать ее позже, ребенок теряет возможность откорректировать дефекты по максимуму.

У логопедов старой школы есть такая точка зрения, что ребенок при раннем обращении не сможет заниматься. Как бы он неосознанно еще занятия воспринимает. Но в дошкольном возрасте дети осознанно, как взрослые, к проблеме собственного развития подходить и не могут. Ребенку хочется, он бегает, не хочется, он будет сидеть и смотреть телевизор. Здесь важно исходить из ведущего вида деятельности и мотивировать. Сначала не на долгие занятия, потом все больше увлекать его игрой. Понятно, что с пятилетним работать легче. С трехлетним надо и попрыгать, и побегать, и попеть. Знаю такую проблему у многих практиков, но обидно, что дети теряют возможности.

– Нередко логопеды озвучивают медицинские диагнозы и даже назначают медицинские препараты. Насколько это правомерно, ведь логопед – это педагог, а не врач?

– Это в корне неправильно. Логопед – чисто педагогическая специальность. Готовят их в нашей стране исключительно теперь в педвузах. Логопед не имеет права ставить неврологический диагноз, он может о нем догадываться, но нужных медицинских знаний у него нет. Он должен отправить родителей к невропатологу, что бы ему ни казалось. Я студентам советую: если вы хотите иметь хорошую практику, всегда дружите с хорошим невропатологом. Потому что вы будете посылать к специалисту, которому доверяете, ребенку будет назначено обследование и вы будете получать результат. Медицинские препараты тем более назначать мы не имеем права, у нас нет медицинской лицензии. Даже на логопедический массаж, который проводится зондом и шпателями, логопеды получают отдельное свидетельство, потому что это приравнивается к медицинским инструментам.

– Если у ребенка подтверждены проблемы с развитием речи, насколько сложной может быть работа над ними?

– Во-первых, важен возраст – три или пять лет. В пять уже определенный момент упущен, работа будет длительной. Но мы как профессионалы смотрим, какая это патология. Если ребенок не говорит несколько звуков, но патологии центральной нервной системы нет, он неврологически здоров, могут понадобиться непродолжительные занятия. Бывает серьезная патология. “Безречевой ребенок” может говорить лепетные слова, звукокомплексы в три года, хотя это характерно для годовалого ребенка. Коррекция может занять несколько лет. Новые современные технологии ранней диагностики позволяют даже сложные нарушения в течение 5-6 лет выправлять до хорошего уровня.

– Если нет серьезной проблемы, но несколько звуков ребенок не произносит, сколько времени может занять коррекция?

– Если это обычное нарушение произношения звуков, которое логопеды называет дислалией, то даже самый сложный случай, когда отсутствует несколько групп разных звуков, например, шипящие и соноры, “р” и “л”, то год-полтора исправляем. А если отсутствуют 2-3 звука, это может быть всего 2-3 месяца.

– Тут тоже важно раннее обращение?

– Звуки становятся на протяжении первых 5-5,5 года. Есть звуки раннего онтогенеза, которые ребенок хорошо говорит уже в 2-3 года – гласные, губно-губные – “м”, “п”, “б”. “д”, “т” – начинает говорить. Потом с 3 до 4 лет осваивает свистящие звуки, к 4 годам обучается шипящим. К 5-5,5 все соноры тоже должны быть. Иногда считалось, что до этого-то нечего смотреть, в пять лет как раз надо начинать. И если трехлетний ребенок не выговаривает соноры, надо успокоить маму, сказать, подождем пяти лет, вы создавайте речевую среду нужную, обращайте внимание. Но если у ребенка отсутствуют губно-губные звуки, конечно, нужно выяснить, с чем это связано, просто артикуляционный аппарат не развит или есть паралич каких-то нервных окончаний, надо их ставить, а не ждать.

– Когда начинаются занятия, многие специалисты просят родителей на них не присутствовать. Почему?

– Это неправильно. Родители должны активно вовлекаться в обучение. Если логопед отказывается работать при взрослых, это говорит о его непрофессионализме. Чего боится специалист? Да, некоторые скажут, что мама отвлекает, дети бывают капризные, у детей с нарушением центральной нервной системы быстро рассеивается внимание – согласна. С другой стороны, эффективность логопедической работы не только в занятиях с логопедом заключается, но и в выполнении домашних заданий. Как мама будет выполнять их, если она понятия не имеет, как проводить те или иные упражнения? Присутствие родителей часто облегчает работу, они начинают активнее занимаются дома, коррекция идет быстрее. Наоборот, есть проблема нежелания родителей участвовать. Некоторые говорят: ходит ребенок в детсад, там работают с ним педагоги, пусть его и учат. Но, например, есть такое сложное нарушение речи, как дизартрия, связанная с поражением нервной системы, при ней плохо проходит автоматизация речевых навыков. Получается, бедный логопед бьется три раза в неделю, а дома никто не занимается. Навык быстро распадается, коррекция не видна. Если вовлекаем маму или бабушку в работу, коррекция начинает идти. Мы же не требуем, чтобы родители знали все методики. Но специалист может их обучить речевым играм, элементам артикуляционной гимнастики, элементам массажа губ и языка.

– Как родители с раннего возраста могут способствовать развитию речи ребенка?

– Родители сами запускают развитие речи. От рождения до 12-13 месяцев, как правило, с ребенком занимается только его семья, и от речевого поведения родителей, от эмоциональный реакции на поведение ребенка будет зависеть, как эффективно пойдет речевое развитие. Родители с рождения должны создавать речевую среду, разговаривать с ребенком, читать ему, петь, сопровождать свои действия словом. Сейчас, конечно, есть компьютерные программы по развитию речи, но важны живой контакт и мимика. Нужно, чтобы ребенок видел лицо родителя, он тогда учится подражанию, ему проще будет заговорить. Второй год – ребенок ходит, активно все познает. А как он будет познавать, если родитель с ним не разговаривает? Нужно больше разговаривать, проговаривать все, что мы видим в квартире, на улице. В 3 года просыпается речевая инициативность. Ребенок хочет что-то рассказывать, задавать вопросы. Это не значит, что надо 24 часа с ним разговаривать. Но нужны периоды каждый день хотя бы по 20-30 минут беседы с собственным ребенком. Не просто, когда мы говорим и чему-то учим, а когда мы его выслушиваем, мы ему задаем вопросы, вызывая реакцию. Кроме того, надо следить за собственной речью, если мы говорим о воспитании, стараться произносить верно все звуки, использовать богатую лексику, грамматические конструкции, правильные и разнообразные. Нужно больше использовать различных речевых игр. Сейчас это не проблема, есть игры в компьютере, книжные пособия по ним. Игры эти несложные, не требуют много времени.

Кстати, еще есть проблема неговорящих детей. Часто в 2-3 года родители жалуются, что ребенок не говорит. Иногда это сигнал тяжелых нарушений. А иногда это происходит из-за того, что дома с ним не разговаривают. Вернее, родители считают, что разговаривают. Я однажды была свидетелем такой ситуации. Мама с бабушкой – и между ними ребенок. Бабушка спрашивает: что ты делал? Мама отвечает: мы ходили туда-то. А у ребенка нет потребности выразить свои мысли, потому что мама за него говорит. Поэтому иногда взрослый слишком много говорит.

Лидия Пехтерева