Старый мост является неотъемлемой частью архитектурного пейзажа и одной из визитных карточек нашего областного центра. С этой переправой крепко связана история Симбирска, а затем н Ульяновска.

ИСТОРИЯ
5 октября Императорский мост отметил свой 100-летний юбилей.
Решение о строительстве железнодорожного моста через Волгу было принято премьер-министром Петром Аркадьевичем Столыпиным во время его визита в Симбирск в сентябре 1910 года. Строительство началось весной 1913 года. Автором проекта стал русский инженер и ученый в области строительной ;механики и мостостроения Николай Аполлонович Белелюбский, который до этого построил в России около 100 мостов. Окончательно переправа была достроена в 1916 году, 5 октября состоялось её торжественное открытие, а 1 декабря по ней открылось временное пассажирское движение.

Первое название моста было “Романовский”, в честь правящей царской династии, после Февральской революции сооружение переименовали в “Мост Свободы”. Срок службы моста определили в 100 лет. Сейчас он известен как “Императорский”.

При строительстве не обошлось без чрезвычайных происшествий.

7 июля 1914 года строящийся мост был сильно поврежден пожаром, а 29-31 мая 1915 года произошел оползень Симбирской горы, разрушивший подходы к мосту со стороны города. В дальнейшем переправа пережила не одну реконструкцию.

СОКРОВИЩЕ НА ГЛУБИНЕ
При закладке моста под одну из его опор заложили большой слиток серебра размером 60×35 см с гербом России и Симбирска и текстом, указывающим день закладки.

– Пластину обернули в вощёную шёлковую ткань, вложили в нишу, залили эвкалиптово-вишнёвым маслом, за-крыли мраморной доской, залили раствором Сенгилеевского цементного завода, заложили 13 камней в подошву будущего устоя. Стоимость доски составила 461 рубль золотом, – отмечал свидетель тех событий Иван Якушин.
Кстати, серебряная пластина стала не единственной драгоценной частью моста. По словам того же Якушина, в ходе официального открытия моста через Волгу, которое состоялось в октябре 1916 года, в мостовую конструкцию заклепали три традиционные серебряные заклёпки. Несколько лет назад практически все мостовые конструкции были заменены. Так что серебряные заклепки, скорее всего, также были отправлены на переплавку.