Первая часть
Спасибо всем, что дождались следующего поста из серии экскурсий на промзону Ульяновска.
В этом рассказе — завод ЗАО «АэроКомпозит – Ульяновск» по производству самолётных крыльев для нового лайнера МС-21.

01. Внешне производственный корпус ничем не примечателен

Аэрокомпозит производит не металлические, а композитные крылья — из сухого углеродного материала. Крыло становится легче на 5-10% алюминиевого аналога, а расход топлива снижается на 6-8%. Возрастает крейсерская скорость и высота полёта. Композитный материал прочнее и долговечнее металла, он не подвержен коррозии.
02. Похоже на 3D-принтер: робот печатает деталь из сухой углеродной ленты. Сырьё можно купить только за границей, в России такого не производят.

Затем детали крыла пропитываются в вакууме.

03. Результат работы — панель крыла.

Airbus и Boeing также используют композитные материалы у себя, которые изготавливаются с помощью препрега: пропитанного пластиком углеродного материала, который выпекается в печи. Препрег стоит дорого, плохо хранится и капризен к температуре.

В Ульяновске используется технология VaRTM — Vacuum assisted resin transfer molding.

Некоторые запчасти Boeing 787 и хвост японского MRJ тоже изготовлены методом VaRTM, но большие по размерам элементы у них не получаются до сих пор. Нам же помогла австрийская компания FACC, поделившаяся секретом.

04. Стенд проверки деталей ультразвуком

05. Производство современное: максимум роботов, компьютеров и автоматики, минимум — людей и человеческого фактора.

06. Некоторые детали крыльев весят по нескольку тонн. Перевозит их вот такой робот

Такое производство требует чистых помещений. Поэтому здесь тщательно очищается воздух от аэрозольных загрязнений и присутствует мощная вентиляция.

07. Размах крыла — 36м

08. Заключительная стадия сборки

09. Небольшое интервью по завершении экскурсии

Ульяновск освоил новые методы самолётостроения, и конкурентосопособен всему остальному миру.Главное теперь — не отставать и держать марку.