В понедельник теперь уже экс-омбудсмен по защите прав предпринимателей Ульяновской области Татьяна Скопцова сложила свои полномочий по состоянию здоровью. Решение было согласовано с уполномоченным при президенте России по правам предпринимателей Борисом Титовым. Как стало известно, её кресло займет владелица адвокатского бюро Екатерина Толчина (Фетисова). Как утверждает руководитель местного отделения “Опоры России” Руслан Гайнетдинов, кандидатуру последней единодушно поддержали все общественные организации области. К своим обязанностям Толчина приступит после утверждения депутатами Заксобрания, то есть с 20 октября.

Орган уполномоченного по защите прав предпринимателей помогает, прежде всего, самым малым субъектам бизнеса, считает Скопцова. Последние зачастую не располагают свободными средствами на судебные разбирательства. За те два года, которые Татьяна Скопцова исполняла обязанности омбудсмена, удалось взыскать более 40 млн рублей долгов по государственным и муниципальным контрактам перед предпринимателями. Более того, должность позволяет доводить до бизнеса сведения об изменениях в законодательстве и готовить к ним предпринимателей. Подробнее – в экспресс-интервью с экс-уполномоченным.

1

– Татьяна Николаевна, почему вы подали в отставку? 

– В последнее время у меня начало ухудшаться здоровье. Отставка — полностью моя инициатива, я просилась не раз. В жестком режиме работы уполномоченного заниматься своим здоровьем не получается. Просто приняла честное решение, что нужно уходить на пенсию и в полной мере заниматься здоровьем, чтобы не бегать в перерывах ставить капельницу.

– Как вы считаете, нужен ли вообще орган уполномоченного по защите прав предпринимателей? Ведь схожие функции выполняют общественные организации “Опора России” и “Деловая Россия”…

– Уполномоченный должен быть над объединениями, тем более омбудсмен – лицо, замещающее государственную должность, он не имеет права руководствоваться решением партий или общественных организаций, в которых состоит. Уполномоченный защищает интересы независимо от общественных объединений. Смысл в этой должности, думаю, есть. Мы палочка-выручалочка для самого малого бизнеса, который может получить помощь в суде. Также мы мониторили судебную практику, чтобы выявить проблемы в нарушении прав предпринимателей.

– Как вы относитесь с согласованной на ваше место кандидатуре адвоката Екатерины Толчиной?

– Вчера состоялся общественный совет в “Опоре России”, Екатерину Алексеевну поддержали. На президиуме руководителей общественных организаций и представителей общественных ассоциаций её кандидатуру также поддержали практически единогласно. Она в курсе всех тех проблем, которые есть у предпринимателей. Мы с ней совместно рассматривали жалобы, проводили личные приемы, участвовали в судебных заседаниях. Поэтому переход от одного уполномоченного к другому будет плавный.

– За те два года, что вы занимали кресло омбудсмена, что удалось сделать, и что, может быть, не успели? 

– У меня всегда остается ощущение, что я где-то не доработала, не помогла. Ситуации бывают разные. Не всегда получается помочь как хотелось бы. Бывает, предприниматель поздно обращается, и помочь уже невозможно. Осталось ощущение неудовлетворенности собой. Это меня постоянно сильно дёргает.

Что удалось: наконец-то заработала система система упорядочения размещения нестационарных торговых объектов. Приняли приказы в Минсельхозе, внесли в них изменения. Добились, что чиновники начали более аккуратно оглядываться на принятые ими решения: после каждого выявленного случая нарушения прав предпринимателя назначали служебную проверку. Не все муниципальные образования на это охотно идут, но, думаю, система заработает в полном объеме – все должны отвечать за свои действия.

Также удалось вернуть предпринимателям около 40 млн рублей долгов по государственным и муниципальным контрактам.

Много проехали по муниципалитетам, доводили предпринимателям информацию об изменениях в законодательстве, готовили их к этим изменениям.