Российские вина пользуются все большим спросом: их доля в структуре продаж ряда крупнейших розничных сетей достигла 30%. Не последнюю роль в этом сыграл протекционизм властей, в первую очередь в регионах
Крым вместо Чили

Участники рынка — производители, дистрибьюторы и ретейлеры — фиксируют устойчивый рост продаж отечественных вин. Так, за последние два года в сети магазинов «Дикси» они выросли с 15 до 25%, а в супермаркетах «Виктория» — в 2,5 раза, до 30%, рассказал РБК представитель ГК «Дикси» (объединяет обе сети). В «Дикси» на российские вина приходится 50% ассортимента, или 30 наименований. В «Виктории» продается более 90 отечественных наименований. При этом с присоединением Крыма ассортимент был расширен вдвое за счет ввода дополнительных позиций от производителей Алушты, Массандры, Евпатории и др.

Аналогичную тенденцию фиксируют и другие ретейлеры. Например, в принадлежащей X5 Retail Group сети «Перекресток» доля российских вин по итогам девяти месяцев 2015 года составляла 27,4%, по итогам прошлого года в целом — 28,3%. За январь—сентябрь 2016 года доля отечественной продукции оценивается уже в 32,1%, рассказали РБК в пресс-службе X5 Retail Group. Рост продаж связан с расширением российской продукции в ассортиментной матрице, добавляют в компании.

Представитель сети «Лента» Анна Мелешина подтвердила, что за последние два года продажи российских вин (без учета игристых) в штуках бутылок увеличились на 20 п.п. Сегодня Россия возглавляет топ-3 стран-производителей по продажам в сети, говорит Мелешина. Также в перечень самых востребованных стран-производителей входят Абхазия и Италия.

Российские вина пользуются все большим спросом: их доля в структуре продаж ряда крупнейших розничных сетей достигла 30%. Не последнюю роль в этом сыграл протекционизм властей, в первую очередь в регионах

Продукция российских виноделов потеснила главным образом недорогие вина Старого и Нового Света, в частности чилийские, считает директор по продажам направлений off-trade и «регионы» компании Eurowine Леонид Антопольский. «Доля рынка вин Чили в России росла вплоть до 2012 года, однако далее началась стагнация, а в 2015 году рынок упал и уже вряд ли вернется к прежним показателям», — говорит Антопольский. По его оценкам, в магазинах, ориентированных на потребителя со средним достатком, российские вина занимают более четверти ассортиментной матрицы.

Подписная кампания

В ГК «Дикси» объясняют рост продаж российских вин их конкурентоспособностью, а также активной работой с отечественными поставщиками. «Уверенный рост продаж категории в последние годы демонстрирует укрепляющееся доверие покупателей к производителям, в том числе благодаря привлекательной цене при высоком качестве продукции», — считает вице-президент по коммерции группы Хуан Жиральт.

Однако популярность российских вин связана не только с вкусовыми предпочтениями и финансовыми возможностями россиян, но и с протекционизмом властей. Как рассказали РБК представители двух крупных российских производителей вина, «активная подписная кампания на продукцию российского производства ретейлерами началась около года назад». «С учетом активной поддержки российского виноделия со стороны правительства и появления новых инвесторов из числа представителей крупных российских бизнесов ситуация стала носить протекционный характер: поддерживать виноделов негласно рекомендуют всем ретейлерам», — отметили собеседники РБК.

Власти на местах «способствуют» увеличению доли российского вина, подтвердил РБК еще один источник в сфере торговли. «В некоторых субъектах РФ сейчас так действуют власти. Есть такое локальное распоряжение в устной форме. Например, в Татарстане, Ульяновской области», — говорит собеседник РБК.

Ранее региональные власти уже пытались (и вполне успешно) оказывать влияние на предпочтения населения. Так, в 2011 году тогдашний губернатор Краснодарского края, а ныне министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев подписал распоряжение, рекомендующее рознице и общепиту «организовать работу по взаимодействию с кубанскими производителями винодельческой продукции по реализации этой продукции». Как сообщили РБК в Минсельхозе Краснодарского края, постановление действует до сих пор и на долю местных производителей на протяжении последних трех лет приходится не менее 70% розничных продаж в крае.

В более богатой Москве, которая к тому же находится под более пристальным вниманием контролирующих органов, продвигать российскую продукцию, конечно, сложнее. По крайней мере собеседники РБК не слышали о случаях протекционизма в столичном регионе.

Российские вина плохо приживаются на полках премиальных ретейлеров. Например, их доля в ассортименте «Азбуки вкуса» составляет всего 1,5%, а продажи — менее 1%. «Если постараться, то гипотетически можно сделать 25% русских вин на полке, но тогда сразу станет очевидным вопрос качества и нестабильности русских вин в принципе, — рассуждает представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. — Отдельная претензия к производителям — непредсказуемость поставок».