На угодьях ульяновского агрария Петра Данилюка растёт более 300 сортов винограда: греческая, испанская, немецкая, венгерская, французская, японская лоза. и это в поволжских условиях! Как приручить капризную ягоду в непривычных для нее условиях, «Молодёжке» рассказал сам виноградный первопроходец.
— Петр Петрович, как возникла идея в наших условиях рискованного земледелия выращивать столь прихотливую и теплолюбивую культуру, как виноград?
— Всё началось в 2002 году. осенью я поехал к сестре в херсон. А там один мужик раздавал саженцы. у него целая плантация в огороде была. дом он продавал, а нужны ли будут новым хозяевам растения, неизвестно. вот и раздавал бесплатно всем неравнодушным. Так в моем саду появились первые саженцы. Как выращивать виноград, я тогда не знал, потому, естественно, мой первый опыт закончился печально – все растения погибли.
— Однако это вас не остановило?..
— Что вы! наоборот. Я полез в интернет, выискал форумы виноградарей. стал многое узнавать. В поездках на юг тоже время даром не терял. В итоге до такой степени увлекся, что теперь вот выезжаю в поисках новых сортов чуть ли не по четыре раза в год. я уже не говорю про всевозможное участие в выставках, съездах, форумах, где получаю знания, а сегодня и сам имею талант многому научить.
— Земледелие — наука особенная, а вы еще и на селекционера претендуете. У вас образование для этого есть или просто чутье?
— По профессии я инженер-конструктор. А селекция – это ведь тоже своего рода изобретения и изыскания. Я вот в своё время изобрел аппарат-кильчеватор, специально для выращивания саженцев винограда. так теперь он знаете какой популярностью пользуется! В украине даже интернет-магазин работает, который для него запчастями торгует. а вообще, у меня отец еще тот аграрий был. Всю свою жизнь грецким орехам посвятил. пытался вывести морозоустойчивый сорт. так что любовь к растениям – это у меня от него.
— Одно дело — выращивать виноград для себя, другое – в промышленных масштабах. Вы ведь, насколько мне известно, уже в поля вышли. как эта идея вам пришла?
— Отвечу с конца. Хочу, чтобы каждая ульяновская семья выращивала у себя виноград, чтобы каждый ребенок, да и взрослый, имел возможность есть эту вкуснотищу от пуза. А для меня это уже давно не хобби. это жизнь.
— Но ведь виноград культивировать – удовольствие не из дешевых?
— Это да. Если не принимать во внимание сами поездки в поисках новых сортов, то и закупка, и взращивание винограда денег много съедают из бюджета. выкручиваемся. сегодня вот уже киоски свои имеем. ведь оно как бывает? Купишь лозу, думаешь: вот это именно та, что надо. А ягода возьми да и не приживись. А это «не приживись» порой свыше 3 тысяч за веточку стоит. Но я сейчас научился создавать свои сорта. Так, например, корень от одного растения, приспособленного к болотистой местности, а верхушку можно какую хочешь прилепить: можно взять от лозы с красивыми листьями и мелкими ягодами или от плодовитой с крупными гроздьями.
— Неужто получается?
— Было время, когда мне не верили. Однажды даже на одной сельхозвыставке мне чуть было лицо не начистили, заявив, что я врунишка, который прикупил на рынке разных сортов и выдаю их за свои. Но у меня получается. я стараюсь выводить сорта, ориентируясь на разную местность нашей области. и за свой виноград я отвечаю головой. Уж коли он произрастает и плодоносит в самых неприглядных условиях для земледелия — на нижней террасе, поверьте, значит, он выживет везде.
— А как вы свой виноград «в люди выводите»?
— В выставках участвую, в конференциях, в клубе «садовод» состою, где продвигаю свою идею. Я ведь не просто развожу виноград. тем, кто у меня покупает лозу, всегда по сорту консультацию даю. своих «детенышей» я не бросаю, даже передав в добрые руки. Не так давно у меня даже экспериментальная площадка была, где весь процесс выращивания винограда был представлен поэтапно и наглядно. Экскурсии в свой огород толпами водил.
— Одно дело — в огороде выращивать, и совсем другое — в поле. Не боитесь прогореть?
-Отчего же? Вот вы не знаете, и вообще мало кто знает, что во времена Великой Отечественной войны именно в Ульяновскую область были массово эвакуированы виноградники. Но виноградари тех лет так и не нашли, кому дело своё передать, поэтому с годами всё это умерло. Так что это дело для нашей области не только не новое, но и привычное.
— А у вас есть, кому свое дело передать?
— У меня две дочери и два зятя. Сегодня мы уже семейная династия виноградарей, причем документально.
— Планы, так понимаю, у вас тоже грандиозные?
— О, да! Сейчас поле у нас в 7 га. Пока высадили только на 2 гектарах лозу. но это только начало. вообще, я мечтаю, конечно, чтобы не только я масштабно выращивал виноград, но и ульяновцы тоже вместе со мною.
— Что для этого надо?
— От людей — желание, остальному научу. Я планирую организовать приемку от населения. некрасивую ягоду можно в рот положить или на прекрасное местное вино запустить, хуже от этого она не станет, а красивую гроздь можно и на продажу. Вот тебе и удовольствие, и прибыль. В общем, хочу, чтобы все ели виноград, и точка!
Ольга Филиппова.
p.s. Оглядывая владения Петра Данилюка, можно подумать, что это не ульяновск, а сады крыма. И в этом нет ничего удивительного! В руках человека, увлеченного делом, и непривычная для нас виноградная лоза заиграет в триста ягодных гроздей!