На днях исполнилось 100 лет со дня постройки Императорского моста.
Являющееся одним из символов Ульяновска сооружение вступило в строй в 1916 году, дабы облегчить транспортировку грузов с правого на левый берег Волги. До этого товары, привозимые по железной дороге, приходилось летом переправлять на пароме, а зимой – по льду на санях. Мост строился исключительно для нужд железной дороги – автомобильная половина появилась намного позднее. Автором проекта стал русский инженер Николай Белелюбский, зодчий более 100 мостов. Стальные конструкции для моста изготавливались на Юзовском заводе на Украине и собирались на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Для сборки пролетов был поставлен миллион заклепок. Легенда гласит, что одна из заклепок была сделана из чистого золота. Мост состоял из 12 пролетов общей длиной более двух километров. Срок службы моста определили в 100 лет, и он успешно их отработал. Правда, в 2003-2008 годах мост серьезно реконструировали и укрепили – этого требовала техника безопасности в новых условиях.
Изначально мост именовался «Романовским», в честь правившей царской династии, но после Февральской революции был переименован в «Мост Свободы». осле пуска в 2009 году нового моста через Волгу старый стал называться «Императорским» как дань исторической памяти.
Связана с мостом и печальная история – 5 июня 1983 года из-за халатности рулевого и штурмана теплоход «Александр Суворов» врезался в несудоходный пролет. В результате погибло более 170 человек.
В честь векового юбилея моста в здании железнодорожного управления Волго-Камского региона открылась экспозиция, знакомящая с историей и особенностями мостового перехода. Специалистами отдела обслуживания научно-технической библиотеки была организована выставка книг и периодики о железнодорожных сооружениях и технике, используемой при строительстве. Также в рамках празднования порядка сорока лучших сотрудников, обслуживающих мост, отметили отраслевыми и государственными наградами.