«НЕТ коррупции в образовании» – «круглый стол» под таким девизом состоялся в минувшую пятницу в Ульяновском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Мероприятие было организовано в рамках инициированной губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым «Недели антикоррупционных инициатив». Место проведения при этом выбрано не случайно: из стен РАНХиГС выпускаются будущие чиновники, которые пишут законы и принимают решения, многие из них потенциально могут содержать высокие коррупционные риски.
Как отметил исполняющий обязанности директора Департамента внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области Юрий Казаков, в отношении всех без исключения разрабатываемых министерством образования и науки региона проектов правовых актов проводится правовая и антикоррупционная экспертиза. Данная работа проводится и на муниципальном уровне.
По словам начальника правового управления администрации Ульяновска Юлии Шагаевой, в этом году существенно снизилось число коррупциогенных факторов в проектах постановлений и распоряжений. При этом количество самих нормативно-правовых актов увеличилось. По сравнению с показателями 2015 года с семи до одного снизилось количество актов, в которые на стадии подготовки были внесены изменения по предложению органов прокуратуры.
Повысить качество подготовки документов позволило, кроме всего прочего, участие независимого эксперта, аккредитованного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации. Такой специалист горадминистрацией был привлечен впервые.
В ходе «круглого стола» эксперт Евгений Артемьев назвал основные коррупциогенные факторы, выявляемые специалистами при анализе областных и муниципальных правовых актов.
– В нормативно-правовых актах не должно содержаться формулировок типа «вправе» или «по своему усмотрению», поскольку одно это уже создает возможность для злоупотреблений со стороны должностных лиц. Любое право должно иметь четкую основу и обоснование, когда, кем и в отношении кого применяется, -отметил он.
В качестве примера эксперт привел проект постановления органа местного самоуправления одного из российских регионов, которым устанавливались выплаты материальной помощи людям единовременно либо ежемесячно. Кому и в каком режиме их выдавать, решал конкретный чиновник.
Среди других коррупциогенных факторов Евгений Артемьев отметил наличие дублирующих функций государственной власти и органов местного самоуправления, «нормативные коллизии», когда одно постановление противоречит другому, наличие в документах неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям, неопределенность содержащихся в актах терминов, которые можно трактовать двояко.
Заместитель директора департамента административного обеспечения – начальник отдела правового обеспечения министерства образования и науки Ульяновской области Оксана Денисова отметила, что наиболее распространенными коррупциогенными факторами в сфере образования являются отсутствие или неопределенность сроков принятия решений и четко очерченного круга полномочий.
– Если на этапе подготовки областных или муниципальных правовых актов эти недостатки в ходе экспертиз устраняются, то с локальными актами, изданными руководством учебных заведений, – настоящая проблема. Правовую экспертизу, за редким исключением, они не проходят, а ведь это те решения, которые непосредственно касаются участников учебного процесса, – подчеркнула она.
Участники «круглого стола» пришли к выводу о необходимости продолжить работу по усилению общественного контроля за деятельностью образовательных учреждений, организовывать правовое просвещение участников учебного процесса, а также активнее привлекать молодежь к проведению антикоррупционной экспертизы как проектов, так и действующих правовых актов.
Алексей КОВАЛЕВ, при содействии пресс-службы администрации Ульяновска
в газете на правах релкамы