Дмитрий Минаев
Активизировавшиеся на прошлой неделе оползневые процессы на волжском склоне стали еще одним подтверждением слов независимых экспертов о надвигающейся катастрофе. Вместо того, чтобы пытаться противостоять бедствию, власти будто сознательно усугубляют ситуацию, считает наш читатель Константин Поганцев, проработавший в облисполкоме с 1953-го по 1989 год, ныне член правления расположенного на косогоре садового товарищества «Волга».
– Моя супруга Надежда, также работавшя в облисполкоме с 1956 года, являлась членом бассейновой комиссии по Волге. Мы в курсе всех проблем нашего волжского косогора, были живыми свидетелями происходящих оползней и строительства защитных сооружений, – рассказал Константин Поганцев.
Все эти годы Константин Поганцев едва ли не ежедневно проделывает путь от своего дома по улице Минаева до своего садового участка.
– Такой серьезной просадки грунта – местами до нескольких метров – на легковой «восьмерке» я не наблюдал никогда, – говорит он. – Там регулярно рвет проложенные под землей коммуникации, то здесь, то там работают аварийные бригады. «Восьмерка» неустойчива сама по себе, но после закрытия грузовой «восьмерки» ее перегрузили безмерно.
На минувшей неделе был зафиксирован очередной оползень на волжском склоне в районе здания областной филармонии. Тонны мокрого грунта сползли вниз на несколько метров, образовав большую трещину в земле. И если весной движение грунта наблюдалось в нижней части склона, то теперь оползень поднимается вверх.
По злой иронии судьбы сход грунта произошел сразу после открытия движения по грузовой «восьмерке» и заверений чиновников о стабилизации оползня.
– Оползни будут продолжаться, потому что для них созданы все условия, – полагает Поганцев. – Построенное у подножия склона здание «Ленинских горок» выполняет роль подпора, создавая своеобразную запруду для грунтовых вод. Грунт на склоне стал насыщаться влагой, проседать, а потом – съезжать вниз под воздействием силы тяжести. Формировавшиеся десятилетиями подземные потоки стали менять свои русла, а ранее построенные защитные сооружения (штольни и прорези) – бездействовать. Я убедился в этом, осматривая колодец около бывшего поста ГАИ. Раньше в нем круглый год текла вода, но теперь он сухой. Сейчас нужно принимать срочные меры, как, например, от места просадки грунта выводить сток до лодочной станции. В результате схода грунта на склоне уже местами образовались котлованы, наполненные водой. Что будет там весной, страшно представить. Оползень всерьез угрожает уже не только зданию филармонии, но и всему Венцу.
Не способствуют укреплению склона и действия частных застройщиков, скупающих дачные участки и строящих на их месте жилые дома в несколько этажей.
– Такое строительство сопровождается сносом и корчевкой деревьев, которые удерживают грунт, работой тяжелой техники, – говорит читатель. – Кроме того, не соблюдаются границы полос отчуждения штолен, которые при полном попустительстве властей оказываются за высокими заборами частных владений. Не исключаю, что по недоразумению хозяев участков колодцы будут засыпаны или же снесены. Если это допустить, тогда восстановить даже то, что еще уцелело, будет невозможно.