В течение всего ноября в Ульяновске проходят уникальные бесплатные семинары для социальных предпринимателей и представителей некоммерческих организаций. Инициаторы обучения — Центр инноваций соцсферы областной Корпорации по развитию предпринимательства совместно с региональной Общественной палатой.

Наш корреспондент присоединился к одному из первых занятий, посвященных стартапу начинающих бизнесменов.

«Новый» секонд-хенд и букинист на колесах
Где найти идею для собственного бизнеса? Как выявить ту самую аудиторию, на которую будет сориентировано твое дело?

Свои ответы на эти «вечные» вопросы предложил бизнес-тренер, руководитель образовательных программ молодежного комитета «Опоры России» Александр Захаров.

— Как ни странно, именно социальное предпринимательство сейчас является мощным источником идей для стартапов. Дело в том, что если вы не суперизобретатель и инноватор, то вряд ли вы предложите нечто кардинально новое в содержании бизнеса. Иными словами, все производят, продают и оказывают примерно одни и те же услуги. Но вот что касается формы — то есть как оформить свое конкретное дело — вот тут-то и скрывается настоящее поле для творчества, — считает бизнес-тренер.

По его словам, многие ниши, в которых работают соцпредприниматели, в настоящий момент не заняты. Нужно просто уметь находить «правильный вектор» и не бояться пользоваться старыми идеями на новый лад.

— Приведу конкретный пример. Всем известен принцип работы магазинов секонд-хенд: они продают вещи, бывшие в употреблении. А что, если несколько трансформировать этот подход? Люди безвозмездно приносят ненужные им вещи, после сортировки большая их часть направляется в детские дома и благотворительные фонды. Около 20 процентов вещей продается. Именно так работают недавно открывшиеся в Ульяновске магазины «Мг.Спасибо», — говорит выступающий.

Он также рассказал и о других любопытных примерах. Так, в Москве уже несколько лет успешно реализуется проект социального предпринимательства «Бампер».

— Это яркий автобус, наполненный детскими книжками. Такой своеобразный букинист на колесах. Книги поступают инициаторам в основном безвозмездно — они организуют детские прогулки на автобусе, занимаются пропагандой детского чтения, активно сотрудничают с писателями. В результате вместо обычного букинистического магазина получился заметный и успешный проект: насколько я знаю, организаторы уже закупают второй подобный автобус, — уверяет Александр Захаров.

Есть множество других интересных и уже успешно реализованных идей. Например, вместо обычного сувенирного магазина можно организовать нечто подобное музею.

— Так делают достаточно часто, и это работает. Люди приходят на экскурсию в какой-нибудь «Музей утюга» — полюбоваться различными «диковинками». Их, естественно, встречает экскурсовод. Ну и, понятно, посетители не уходят без сувениров.

Продающие идеи
Как отмечает бизнес-тренер, при старте собственного дела нужно отличать «креатив» от «уникальной продающей идеи». Если первая — чистое творчество, то второе должно быть результатом тщательного анализа.

— Продающие идеи или торговые предложения могут быть самыми разными. Понятно, что можно привлекать низкими ценами и высоким качеством. Но далеко не всегда такой подход работает: качество товаров, по большому счету, у всех одно и то же, а снижать цену нельзя бесконечно. Тут нужно использовать другие принципы — более широкий ассортимент, дополнительные услуги (например, бесплатная доставка) и т.п., — рекомендует Александр.

Кстати, привлечь клиентов можно и оригинально поданной концепцией: хотя в действительности эти «бонусы» никакой выгоды для покупателя не несут, они все равно могут работать на бизнес.

— Хороший пример — такое предложение: «Ваша пицца будет доставлена на «Лексусе». По большому счету потребителю все равно, на чем ему привезут продукцию, но такое предложение может сработать, — уверяет Захаров.

В завершение мастер-класса тренер рассказал о собственных стартапах, в том числе о некоторых секретах ведения бизнеса в провинциальных городах.

Добавим, что ближайшие по времени бесплатные семинары пройдут 12, 15 и 16 ноября. Темы самые разнообразные — от стратегии использования Интернета при ведении социального бизнеса до взаимодействия некоммерческих организаций и власти. Место проведения всех мероприятий: улица Ленина, 78, креативное пространство «Квартал». Подробнее с программой семинаров можно ознакомиться на сайте Общественной палаты: http://opuo.ru.