Собственно, о том, что программу капремонта нужно актуализировать, ни у кого нет сомнений, однако, чтобы делать это оперативно (а не раз в год, как сейчас), требуются изменения законодательства. Об этом шла речь 6 октября на заседании Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике в Законодательном Собрании.

Руководитель Фонда модернизации ЖКК Нина СИДОРАНОВА ознакомила участников совещания с порядком формирования программы капремонта и критериями очередности при выборе домов на проведение ремонтных работ.

2016-11-15_115103

– В данный момент перечень домов, которые подлежат капремонту, не размещен на сайте регоператора, и мы его не можем видеть, так как программа именно сейчас проходит актуализацию и находится на рассмотрении в прокуратуре, – пояснила глава Фонда. – Зачем потребовалась актуализация? Дело в том, что в отношении ряда домов были некорректно заполнены техпаспорта – неверно указаны возраст и степень износа МКД. Встречались даже такие казусы, когда, например, дому 45 лет, а физический износ указан – ноль, чего, конечно же, не может быть, и это ошибка. Это зависело от человеческого фактора, от добросовестности специалистов, которые заполняли документы.

Техпаспорта на дом фактически заполняли организации, которые им управляют. То есть на УК возложили очень ответственный и при этом достаточно значительный объем работы с документацией, не дав к этому каких-то стимулов.

– По моему мнению, управляющие организации, как бы это ни звучало парадоксально, фактически были отстранены от участия в процессе капитального ремонта дома, в том числе на этапе приемки выполненных работ. Отсюда и возникают такие казусы в техпаспортах, вплоть до смешного, когда пишут «деревянный фасад» и «скатная кровля» там, где кирпичное здание с плоской крышей. При этом у органа местного самоуправления или у какого-то надзорного органа просто нет таких ресурсов – ни людских, ни финансовых, чтобы проверить достоверность предоставленной информации по всем техническим критериям и по всем нескольким тысячам МКД, – заявил заместитель Главы администрации Ульяновска Александр ЧЕРЕПАН.

Заполнение техпаспортов с ошибками никак не отражается на деятельности УК, наказать ее за это практически невозможно. Формально ответственность лежит на муниципалитете, который должен следить за актуальностью предоставляемых УК данных, но как это сделать на практике?

2016-11-15_115113

– В Жилищном кодексе прописано, что актуализация региональной программы проводится не реже чем один раз в год. При этом по закону Ульяновской области все муниципальные образования должны подать свои предложения по внесению изменений до 1 ноября. Но по факту эти сведения поступают когда угодно, причем все считают, что они должны быть внесены в программу немедленно. Но так сделать невозможно, актуализация проход раз в год и, соответственно, изменения вносятся раз в год, а не сразу же, как только их предоставили, – прокомментировала Нина СИДОРАНОВА.

Законодательство предусматривает возможность переноса сроков капремонта домов по отдельным видам работ. Например, если кровля начала сильно протекать, то можно перенести ее ремонт на более ранний срок, однако, чтобы сделать это, необходимо заказать экспертизу, которая определит износ. А это требует финансовых затрат, которые должны оплатить собственники, и в этом проблема, так как не все готовы потратить дополнительные средства.

– Чтобы актуализировать информацию об износе домов, УК не может самостоятельно использовать средства собственников без решения общего собрания, – подчеркнул глава Управления ЖКХ города Ульяновска Андрей ВОРОЖЕЦОВ. – Где жители понимают необходимость проведения экспертизы, а у нас в городе есть такие примеры, там собственники вынесли соответствующее решение, оформили его в протокол и заказали и провели исследование дома. И у них на сегодняшний день уже сделан капремонт.

Основная проблема – объяснить жильцам, что от них требуется провести общее собрание и принять соответствующее решение, чтобы ускорить капремонт в доме. Но если УК в этом не заинтересована, кто этим будет заниматься?

– Сама система актуализации программы капремонта несовершенна в том плане, что для проведения экспертизы требуются дополнительные затраты. У нас есть несколько примеров, когда собственники за свой счет провели экспертизу, и только на основании этого мы смогли внести предложения по изменению программы с переносом сроков капремонта по отдельным видам работ, – прокомментировал Александр ЧЕРЕПАН. – Услуги сертифицированных организаций, имеющих право проводить экспертизу и определять степень износа конструктивных элементов зданий, действительно стоят дорого, и это большая проблема, которую, на мой взгляд, не решить внесением отдельной поправки в законодательство.

Вместе с тем у многих собственников домов в Ульяновске на руках уже имеются решения судов о проведении капремонта, где, в частности, содержатся сведения о проведенных экспертизах. Однако при составлении регпрограммы эти данные почему-то не учитывались. То есть даже если есть решение суда о том, что по каким-то видам работ требовалось провести капремонт еще два-три года назад, в программе по тем же видам работ эти МКД стоят в очереди на 20302040 годы. Спрашивается, зачем собственникам тратить деньги и заказывать новую экспертизу, если она уже сделана в рамках судебного разбирательства?

– По нашему мнению, решения судов должны были учитывались при формировании региональной программы, – заявил директор Контакт-центра при Главе города Ульяновска Денис СЕДОВ. – Муниципалитет вносил свои предложения по актуализации программы капремонта на основании этих решений, однако они были отклонены под предлогом того, что данные экспертизы не носят комплексный характер, то есть проведены не на весь дом, а на отдельные его элементы (система ГВС, кровля и т.п.). На наш взгляд, это не может являться обоснованным, так как в постановлении Правительства Ульяновской области от 24 июля 2013 года №319 «О Порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов» четко определены юридически значимые документы, которые могут быть положены в основу этих сведений. И здесь конкретно указано, что во внимание принимаются решения судов. При этом также в постановлении указывается, что сбор информации должен осуществляться по конкретным, отдельным элементам здания, и речи не идет ни о какой комплексности износа, хотя это положено в основу критериев программы капремонта. Это несоответствие требуется исправить и принять во внимание решения судов для актуализации программы капремонта.

Озвученные проблемы уже не раз становились предметом обсуждения на профильном Комитете парламента, в адрес которого поступают обращения граждан, неудовлетворенных существующей системой капремонта в регионе.

– Все вышеперечисленное не только тормозит совершенствование системы капремонта, но и, что более важно и актуально, негативно сказывается на техническом состоянии жилого фонда, – сказал председатель Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Заксобрания Геннадий АНТОНЦЕВ. – Необходима система, позволяющая оперативно изменять очередность домов в программе капремонта. Требуется унифицировать подходы к критериям очередности, и действующее законодательство позволяет нам это сделать на региональном уровне. Субъекты федерации имеют возможность самостоятельно регулировать правовые процессы ремонта домов.

По итогам обсуждения участники совещания сошлись во мнении, что областному Министерству промышленности и Главной государственной инспекции регионального надзора необходимо в рамках своих компетенций провести проверку деятельности Фонда модернизации ЖКК и завершить разработку нормативно-правовых актов, устанавливающих правила осуществления деятельности регионального оператора. Кроме того, профильный Комитет Заксобрания рекомендовал Министерству подготовить и внести изменения в областной закон о капремонте в части изменения весомости критериев технического состояния объектов в сторону увеличения их значения для определения порядка очередности проведения капремонта.

Алексей Николаев