В последние годы заметно меньше стало сообщений о дедовщине и вообще о беспределе в армии. Сыграло, наверное, роль новое руководство Вооруженными Силами и еще, возможно, деятельность новой структуры – военной полиции (ВП).

В начале декабря военной полиции исполняется пять лет. Сначала это были решения руководства Минобороны, а в 2014 году, в феврале, президент Владимир Путин, который в 2009 году и высказал эту идею, подписал уже закон о военной полиции. Через год президент же своим указом ввел в действие Устав ВП, определив ее основной задачей защиту военнослужащих и гражданских лиц, находящихся на военных сборах. Я в советское время был на таких сборах несколько раз. Случались у нас, «партизан», и конфликты с командирами частей, где проходили сборы. Часто – из-за ужасного качества еды, которой нас там кормили. Но жаловаться мы могли все тем же командирам, в чьем ведении находились и войсковые кухни. Наиболее буйные из «партизан» грозились написать то командующему округом, то самому министру, но все это было не очень действенно.

Теперь в конфликтных ситуациях и военнослужащие, и участники сборов могут обращаться в военную полицию, в чьей компетенции находятся и эти вопросы. Кроме защиты прав граждан в армейской среде, ВП отвечает за обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, исполняя полномочия прежней Военной автоинспекции (ВАИ); за безопасность передвижения войск по дорогам и сопровождение транспортных средств ВС, а также координацию действий разных ведомств по этим вопросам; за обеспечение правопорядка и законности в армии.

Аналог военной полиции существовал в российских войсках до революции 1917 года, но Временное правительство эту структуру расформировало. Ее возрождение было, собственно, ответом на реальный запрос жизни, иначе армейская среда в какой-то мере выпадала из правового поля. На сегодня штат ВП составляет около 6,5 тысячи человек, дислоцированных в региональных управлениях, армейских и флотских комендатурах, гауптвахтах и в подразделениях военной автоинспекции. В Ульяновской области, как сообщили в ведомстве, район ответственности военной комендатуры включает в себя четыре гарнизона. Это Ульяновский, Глотовский, Мочилкинский и Базарно-Сызганский местные гарнизоны. Знать об этом, кстати, полезно не только самим военнослужащим, но и их родственникам на гражданке, чтобы обеспечить права своих близких, которые носят погоны. От той же, к примеру, дедовщины.

Андрей Семенов