Николай Генин
Российский союз автостраховщиков (РСА) добивается повышения территориальных коэффициентов по ОСАГО в 14 регионах, в том числе и в Ульяновской области. Делается это вместо того, чтобы административными методами запретить страховщикам отказывать автовладельцам в продаже полиса.
В сообщении из РСА речь идет о 14 регионах, на территории которых действует «Единый агент РСА». Система была введена в августе этого года. Смысл ее в том, что страховые компании, участвующие в проекте (на сегодня таких 68), могут выступать в качестве агентов от имени всех других страховщиков. Нововведение было призвано решить проблему недоступности обязательного страхования для автовладельцев. Но, похоже, ожидания не оправдались – ульяновцы продолжают массово жаловаться на страховщиков, которые отказывают в оформлении полисов ОСАГО либо навязывают дополнительные страховки, которые в большинстве случаев являются фикцией.
Очевидно, что поведение страховых компаний преследует одну цель – добиться повышения страховой премии. Территориальные коэффициенты (используются для каждого региона и населенного пункта при расчете конечной стоимости полиса) для Ульяновской области, напомним, были повышены в апреле прошлого года. В Ульяновске – с 1,4 до 1,5. Кроме того, если ранее базовые ставки на этот вид страхования у всех компаний были строго фиксированными, то 12 апреля 2015 года помимо обязательного 40-процентного повышения был введен ценовой коридор от одного до 20 процентов, в рамках которого страховщикам разрешено устанавливать свои расценки. В Ульяновской области страховщики сразу же приняли верхнюю планку, поэтому стоимость полиса ОСАГО выросла сразу на 50-60 процентов. На сколько РСА хочет повысить стоимость страховки на этот раз, неизвестно, однако любое подорожание будет для ульяновских автовладельцев весьма болезненным, учитывая низкие доходы населения даже по сравнению с другими регионами. Помимо повышенной социальной напряженности снижение доступности страхования создаст питательную среду для мошенничества, коррупции.
В качестве одной из основных причин возможного подорожания полисов страховщики называют действия так называемых автоюристов, которые заключают договор цессии с пострадавшими в ДТП автовладельцами. Проще говоря, перекупают у них право требования возмещения понесенных убытков. При этом, как утверждают страховщики, автоюристы нередко самим пострадавшим выплачивают копейки, а со страховых компаний собирают значительные суммы в виде штрафов, утраты товарной стоимости и морального ущерба. Однако зачастую у пострадавших в авариях людей попросту нет иного выбора, потому что противостоять страховым компаниям в одиночку – дело неблагодарное.
Страховщики называли действия автоюристов противозаконными, однако на днях обратное постановил Верховный суд РФ, рассмотревший кассационную жалобу некой юридической фирмы. Некто Мельников в октябре 2011 года заключил договор цессии, по которому передал ООО право требования страхового возмещения, возникшего из-за повреждения его автомобиля в ДТП. На основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в сентябре 2012 года со счета РСА в пользу общества была списана значительная сумма. Однако ранее, еще в марте 2009 года, страховая компания заплатила Мельникову определенную сумму. Спор перешел в суды, которые выносили разные решения, но точку поставил ВС.
В законе об ОСАГО не содержится запрета на передачу выгодоприобретателем принадлежащего ему права требования, говорится в решении. В соответствии с Гражданским кодексом такая замена может быть произведена только по инициативе самого выгодоприобретателя. Согласовывать ее ни с кем не требуется. Достаточно письменного уведомления страховщика.
Что же касается того, что права требования уже не было, то Мельникову было выплачено 75 тысяч рублей. В то время как возмещение, согласно иску в арбитражный суд, составляло 120 тысяч. Эта разница свидетельствовала о наличии у Мельникова права требования, которое он и передал другому лицу. Поэтому ВС решил отменить решения нижестоящих судов и принять новое постановление, которым отказать в удовлетворении иска автостраховщиков.
Эксперты, тем временем, говорят о необходимости изменения принципа расчета конечной стоимости полиса ОСАГО: она должна зависеть не от мощности двигателя автомобиля и территории его использования, а от качеств водителя. Соответствующие поправки в Закон об ОСАГО разработал Минфин РФ. Предлагается, в частности, разделить полисы на три вида в зависимости от размера страховых выплат и ввести штрафы для страховщиков за просрочку выплат. Страховой тариф планируется рассчитывать «с учетом личностных характеристик, квалификационных требований и манеры езды водителя», наличия неоднократных административных или уголовных наказаний за грубые нарушения ПДД. Законопроект Госдума планирует рассмотреть в весеннюю сессию.