Борьба с коррупцией приобретает вселенские масштабы. Но пока на суд людской выставляются лишь «показательные порки», на местах, на периферии, жизнь течет своим чередом, и бывшие коррупционеры теперь борются с коррупцией. Подробности – в материале корреспондента «Молодёжки».

Неудачливый взяточник
Эта история началась в 2005 году. Тогда еще никому не известный старший уполномоченный отделения по борьбе с преступлениями в промышленности, строительстве, топливно-энергетическом комплексе, сфере внешнеэкономической деятельности и приватизации оперативно-розыскной части №1 при УВД Ульяновской области Рамис Гибатдинов решил «подзаработать». В разработке у молодого опера был руководящий состав ОАО «Ульяновскмостострой», директор которого подозревался в мошенничестве при продаже сторонней коммерческой структуре вагонов-самосвалов. Установив виновного, Гибатдинов решил не торопиться с заключением о возбуждении уголовного дела, а принялся запугивать директора привлечением к уголовной ответственности и заключением под стражу, требуя передачи ему взятки в размере 100 тысяч рублей. Это сумма, в которую опер оценил своё молчание. Однако 18 сентября 2005 года Рамис Гибатдинов был задержан с поличным при получении первой половины взятки в размере 50 тысяч рублей. Следствие по делу нерадивого оперуполномоченного длилось почти два года. Всё это время он находился под стражей. В результате суд признал его виновным по статье 290, части 4 «В» Уголовного кодекса «Получение должностным лицом взятки за незаконные действия, сопряженное с вымогательством» и приговорил к 2,5 годам колонии общего режима.
Казалось, виновные наказаны. Что прошлое ворошить? Да только «звезда» Рамиса Гибатдинова за колючей проволокой не только не погасла, но и засияла пуще прежнего.

Только вперед!
Выйдя на свободу, Рамис Гибатдинов принялся наверстывать упущенное, а именно строить свою карьеру. Конечно, в родное УВД дорога оперу-взяточнику была закрыта, да только ведь это не единственный путь к успеху.
Аккурат в те дни, когда Рамис Гибатдинов был в поисках места для реализации своих способностей и талантов, администрация города Ульяновска искала себе в услужение специалиста по работе с общественными организациями, а заодно и по борьбе с коррупцией. Вот так они нашли друг друга: работа Рамиса и Рамис работу. На дворе стоял 2012 год.
История, прямо скажем, из разряда голливудских, а по-нашему, ульяновская сказка про удачливого Колобка, что и от бабки с дедом ушел, и от зайца с волком. В общем, всё бы ему было не по чем, но встретилась Колобку на пути «лиса».
Чуть больше двух месяцев боролся с коррупцией в городских масштабах экс-взяточник. Новым положением бывшего осужденного заинтересовалась прокуратура, которая и забила тревогу. О сражениях и победах новоиспеченного чиновника история умалчивает. Да только вопрос: как в аппарате управленцев областного центра оказался судимый коррупционер, отбывший реальный срок, да еще на какой должности — так и остался до сих пор без ответа.
Мы попытались пролить свет на эту историю, связавшись с бывшим руководителем Рамиса Гибатдинова, начальником управления по работе с правоохранительными органами, общественными организациями и противодействию коррупции при администрации города Ульяновска Агаларом Сабдулаевичем Нуровым.
— Я его на работу не принимал. Мне привели человека, сказали, что он мой подчиненный, и всё, — пояснил Агалар Нуров. – Да и анкета его была чистая, ничего он там не указывал. Зачем мне его было подозревать? Конечно, я потом вызвал его, поругал. «Зачем так нехорошо делаешь?» — спросил. А работал он недолго, поэтому охарактеризовать его никак не могу.
Как же так? Разве не подразумевается, что руководство в подобных организациях и ведомствах должно знать о своих подчиненных всё, до мельчайших подробностей, еще до того, как они приступят к выполнению своих обязанностей?
Настойчивость прокуратуры и шумиха, поднятая в прессе, дали свои плоды. Рамис Гибатдинов был уволен из администрации Ульяновска.
По всем правилам, после такого «звезда» Гибатдинова должна была уж точно закатиться. Но не тут-то было. «Герой нашего времени» оказался больно настойчивым.

Стыд не дым – глаза не ест
Вскоре после скандала 2012 года фамилия Гибатдинова вновь появилась в публичном поле и теперь уже в качестве одного из руководителей муниципального унитарного предприятия (МУП) «Ульяновские городские сети».
Что подвигло директора «УльГЭСа» принять на работу судимого полицейского менеджером высшего звена – непонятно. Неужели в Ульяновске такой дефицит кадров среди управленцев?
Новая история Гибатдинова любопытна еще и тем, что на предприятии он ныне заведует правовыми вопросами и защитой экономических интересов.
Многие работники предприятия в кулуарах перешептываются, что Рамис Гибатдинов фактически руководит предприятием. Даже безобидная бумажка, подписанная главным, не имеет силы, если не одобрена им.
С недовольством работников «УльГЭСа» методами управления Гибатдинова можно было бы поспорить: ведь руководители разные бывают, да и не конфетка они, чтобы всем нравиться, если бы не «популярность» нашего героя, которым вновь заинтересовались в прокуроре.
Вот что говорит сам Гибатдинов о сложившейся ситуации.
— Преследование меня со стороны прокуратуры и нападки в прессе непонятны. Складывается впечатление, что я кому-то всё время дорогу перехожу. Обвиняя меня, все эти люди нарушают мои конституционные права.
Действительно, в законе запреты, кроме тех, что установлены судом, на занимаемые должности не прописаны. Предполагается, что наша система наказания людей исправляет, и из зоны они выходят осознавшие свою вину и готовые начать жизнь с чистого листа. Ну и что, если действительность это опровергает?..
Впрочем, права и свободы Гибатдинова как человека нарушать никто на самом деле не собирается. Но и понимать нужно, что некоторые ситуации доводить до абсурдности тоже нельзя.
— Конечно, борьба с коррупцией идет полным ходом, но сбои в системе бывают, — считает Николай Власов, в прошлом капитан-подводник 2-го ранга, а ныне коллега Рамиса Гибатдинова и заместитель директора по персоналу МУП «УльГЭС». — Какие-то моральные требования и ограничения, относительно должностных лиц, в том числе на предприятиях и в организациях, уже, наконец, должны быть разработаны. Иначе беспорядок не остановить.
От «МГ»: В ходе работы над материалом у нас возникло подозрение, что даже если воля судьбы решит лишить нашего героя места у руля муниципального предприятия, «удачливый» Рамис Гибатдинов всплывет вскоре в другом, не менее интересном для нас качестве.
Ольга ФИЛИППОВА