Хочу предложить Вашему вниманию живописный ребус, над которым ломаю голову не первый день. Никак не складываются части этой головоломки в одно целое. Давайте вместе подумаем. А может, у кого-то есть сведения об этой картине? Я-то в своих рассуждениях исхожу только из того, что вижу на ней. Возможно, упрощенно отношусь к замыслу художника, пытаясь подменить высокую идею банальной привязкой к местности. Но, согласитесь, интересно понять, что изображено на картине о знакомом — незнакомом городе. Давайте по порядку.
Не балуют нас Ульяновское отделение СХР и музейные работники широким потоком репродукций и информации о картинах местных художников в открытом доступе. В интернет просачиваются весьма скудные ручейки. Может и правильно. На выставки и в музеи ходить надо. Жаль, что не всегда есть возможность. К тому же значительная часть фондов хранится в запасниках. Вот и получается, что порой сведения приходят из совершенно сторонних и случайных источников. Вот эту картину увидел в 5-летней давности записи на форуме сайта artinvestment.ru (сайт специализируется на оценке и продаже картин). Участник форума Artcol написал о юбилейной выставке Ульяновского отделения СХР, проходившей в 2011 году, видимо в Москве. К сообщению прикреплены сделанные автором фотографии нескольких картин. К сожалению, без названий и других сведений. Указаны только фамилии авторов, не под изображениями, а списком. Из него можно понять, что это работа И.А.Щеголева. Впрочем, манера Ивана Андреевича Щеголева вполне узнаваема (сравните хотя бы с известной картиной «К дому В.И.Ленина»). В правом нижнем углу есть табличка с надписью. С очень большим увеличением отчасти прочитал, а отчасти домыслил ее: «Щеголев И.А. «Красный праздник в Симбирске». Кажется, так. Ниже, вероятно, указан год написания картины, но уже совсем мелко, не прочитать. Разумеется, хотелось уточнить сведения и, по возможности, узнать больше. Однако, пока больше нигде не нашел не только репродукции и сведений о картине, но даже упоминания о ней (может, все же название неправильно прочитал?). А работа интересная и вопросы вызывает.
Что за событие на ней изображено и когда оно происходит? «Симбирск» в названии, кресты на куполах церкви… Понятно, что времена давние. Вряд ли это протестная манифестация до 1917 года или революционные события. Видно, что люди идут не на борьбу, а на праздник, к которому готовились. Скорее – годовщина Октября в первые годы советской власти. Такой вывод сделать нетрудно. А вот где это происходит?
Что за место изображено на картине? Будучи представителем реалистической школы, Щеголев вряд ли стал бы рисовать какой-то придуманный уголок города. Значит, давайте искать. Узнаваемых домов на улице, по которой идут демонстранты, лично я не увидел, двор тоже ни о чем не говорит. Может, только я не узнаю? Обратимся к другим ориентирам. На заднем плане – купола церкви, видимые на фоне другого массивного храма. Перед ними – что-то похожее на ворота. Мне эти очертания кажутся очень похожими на ворота Спасского женского монастыря. А очертания большого храма несколько напоминают Троицкий собор. Действительно, одна из церквей Спасского монастыря (Иверской Божьей Матери или Спаса нерукотворного образа, обе многоглавые) могла быть видна на фоне Троицкого собора при взгляде с запада, по направлению к Волге. Но дальнейшие сопоставления заводят в тупик. Западная часть ограды монастыря выходила на Пожарный (бывший Полицейский) переулок. По какой улице тогда идут демонстранты? Ближайшая улица, параллельная Пожарному переулку – это улица Гончарова. То, что изображено на картине, никак на нее не похоже. К тому же, ведь в Пожарном (Полицейском) переулке не было монастырских ворот? Кроме главных, были южные ворота, выходившие на улицу Чебоксарскую (Бебеля). Но глядя на Спасский монастырь с юга, Троицкий собор нельзя было видеть. Да и откуда – «с юга»? Это явно не улица Московская — Ленина. Итак, эти предположения отпадают. Не желая сразу отказываться от мысли, что большой храм – это Троицкий собор, оставил мысль о воротах, и попробовал представить себе, какие еще церкви могли быть видны на его фоне. Ильинская на Спасской улице? Вряд ли, слишком далеко она была от собора, между ними – ряд других строений. Подумал даже о куполах Николаевского собора, стоявшего на той же Соборной площади (это если предположить, что колокольня Николаевского собора, находящаяся чуть правее, на картине не видна). В таком ракурсе соборы могли бы выглядеть, если смотреть на них с бывшей Стрелецкой улицы, которая шла по направлению к площади. Здесь же видим застроенную жилыми домами улицу, идущую поперек. Не было такой улицы, а если и была бы, то чуть левее упиралась бы в Венец. Откуда тогда идет колонна демонстрантов? Опять не то. Так что же, ошибочной была версия о Троицком соборе? Тогда что это за монументальное сооружение? На Вознесенский собор не очень похоже. Хотя, вот еще одна версия, о которой подумал только что. Может быть, это вид на Спасский монастырь и его главные ворота на Спасской улице со Стрелецкой? Она шла параллельно Спасской. И тогда все-таки на заднем плане – Вознесенский собор? Но он, кажется, был бы виден не напротив монастырских ворот, а немного левее (в левой части картины, кстати, что-то еще есть, но за деревьями не рассмотреть). В общем, я свой запас предположений исчерпал. Ваше мнение? А может, Иван Андреевич Щеголев все же создал некий собирательный образ старого Симбирска?

И.А.Щеголев. «Красный праздник в Симбирске» (?). Источник изображения: forum.artinvestment.ru
XytCtgZ09ZY