Хочу предложить Вашему вниманию живописный ребус, над которым ломаю голову не первый день. Никак не складываются части этой головоломки в одно целое. Давайте вместе подумаем. А может, у кого-то есть сведения об этой картине? Я-то в своих рассуждениях исхожу только из того, что вижу на ней. Возможно, упрощенно отношусь к замыслу художника, пытаясь подменить высокую идею банальной привязкой к местности. Но, согласитесь, интересно понять, что изображено на картине о знакомом – незнакомом городе. Давайте по порядку.
Не балуют нас Ульяновское отделение СХР и музейные работники широким потоком репродукций и информации о картинах местных художников в открытом доступе. В интернет просачиваются весьма скудные ручейки. Может и правильно. На выставки и в музеи ходить надо. Жаль, что не всегда есть возможность. К тому же значительная часть фондов хранится в запасниках. Вот и получается, что порой сведения приходят из совершенно сторонних и случайных источников. Вот эту картину увидел в 5-летней давности записи на форуме сайта artinvestment.ru (сайт специализируется на оценке и продаже картин). Участник форума Artcol написал о юбилейной выставке Ульяновского отделения СХР, проходившей в 2011 году, видимо в Москве. К сообщению прикреплены сделанные автором фотографии нескольких картин. К сожалению, без названий и других сведений. Указаны только фамилии авторов, не под изображениями, а списком. Из него можно понять, что это работа И.А.Щеголева. Впрочем, манера Ивана Андреевича Щеголева вполне узнаваема (сравните хотя бы с известной картиной «К дому В.И.Ленина»). В правом нижнем углу есть табличка с надписью. С очень большим увеличением отчасти прочитал, а отчасти домыслил ее: «Щеголев И.А. «Красный праздник в Симбирске». Кажется, так. Ниже, вероятно, указан год написания картины, но уже совсем мелко, не прочитать. Разумеется, хотелось уточнить сведения и, по возможности, узнать больше. Однако, пока больше нигде не нашел не только репродукции и сведений о картине, но даже упоминания о ней (может, все же название неправильно прочитал?). А работа интересная и вопросы вызывает.
Что за событие на ней изображено и когда оно происходит? «Симбирск» в названии, кресты на куполах церкви… Понятно, что времена давние. Вряд ли это протестная манифестация до 1917 года или революционные события. Видно, что люди идут не на борьбу, а на праздник, к которому готовились. Скорее – годовщина Октября в первые годы советской власти. Такой вывод сделать нетрудно. А вот где это происходит?
Что за место изображено на картине? Будучи представителем реалистической школы, Щеголев вряд ли стал бы рисовать какой-то придуманный уголок города. Значит, давайте искать. Узнаваемых домов на улице, по которой идут демонстранты, лично я не увидел, двор тоже ни о чем не говорит. Может, только я не узнаю? Обратимся к другим ориентирам. На заднем плане – купола церкви, видимые на фоне другого массивного храма. Перед ними – что-то похожее на ворота. Мне эти очертания кажутся очень похожими на ворота Спасского женского монастыря. А очертания большого храма несколько напоминают Троицкий собор. Действительно, одна из церквей Спасского монастыря (Иверской Божьей Матери или Спаса нерукотворного образа, обе многоглавые) могла быть видна на фоне Троицкого собора при взгляде с запада, по направлению к Волге. Но дальнейшие сопоставления заводят в тупик. Западная часть ограды монастыря выходила на Пожарный (бывший Полицейский) переулок. По какой улице тогда идут демонстранты? Ближайшая улица, параллельная Пожарному переулку – это улица Гончарова. То, что изображено на картине, никак на нее не похоже. К тому же, ведь в Пожарном (Полицейском) переулке не было монастырских ворот? Кроме главных, были южные ворота, выходившие на улицу Чебоксарскую (Бебеля). Но глядя на Спасский монастырь с юга, Троицкий собор нельзя было видеть. Да и откуда – «с юга»? Это явно не улица Московская – Ленина. Итак, эти предположения отпадают. Не желая сразу отказываться от мысли, что большой храм – это Троицкий собор, оставил мысль о воротах, и попробовал представить себе, какие еще церкви могли быть видны на его фоне. Ильинская на Спасской улице? Вряд ли, слишком далеко она была от собора, между ними – ряд других строений. Подумал даже о куполах Николаевского собора, стоявшего на той же Соборной площади (это если предположить, что колокольня Николаевского собора, находящаяся чуть правее, на картине не видна). В таком ракурсе соборы могли бы выглядеть, если смотреть на них с бывшей Стрелецкой улицы, которая шла по направлению к площади. Здесь же видим застроенную жилыми домами улицу, идущую поперек. Не было такой улицы, а если и была бы, то чуть левее упиралась бы в Венец. Откуда тогда идет колонна демонстрантов? Опять не то. Так что же, ошибочной была версия о Троицком соборе? Тогда что это за монументальное сооружение? На Вознесенский собор не очень похоже. Хотя, вот еще одна версия, о которой подумал только что. Может быть, это вид на Спасский монастырь и его главные ворота на Спасской улице со Стрелецкой? Она шла параллельно Спасской. И тогда все-таки на заднем плане – Вознесенский собор? Но он, кажется, был бы виден не напротив монастырских ворот, а немного левее (в левой части картины, кстати, что-то еще есть, но за деревьями не рассмотреть). В общем, я свой запас предположений исчерпал. Ваше мнение? А может, Иван Андреевич Щеголев все же создал некий собирательный образ старого Симбирска?
И.А.Щеголев. «Красный праздник в Симбирске» (?). Источник изображения: forum.artinvestment.ru
Семён Нюркин
Сто пудов – собирательный образ Симбирска первых лет Советской власти.
Горожанин
Вне зависимости от… Спасибо за материал. Как же надоели камлания ЕР о патриотизме. Только опускаясь в реку истории проникаешься глубокими чувствами русскости, принадлежности к поколениям, единства народа (ПОДЛИННОГО).
рабочие повесили красные флаги и буржуев
название этой картины.
Нечитайлов
Очень похоже на то, что демонстрация с флагами шествует по улице Бебеля в сторону улицы Гончарова, к ней со дворов присоединяется ещё одна группа горожан. За домами – Воскресенская церковь (на месте нынешнего сквера Гончарова), слева виден купол Троицкого собора. Судя по тому, что много снега, красный праздник – это 23 февраля, день рождения Красной армии, время на картине – вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов…
Семён Нюркин
Похоже на ул. Бебеля, даже можно найти архивные фотографии этих домов, но народ идёт направо. Стало быть художник расположен к югу от ул. Бебеля и на заднем плане должен быть овраг Симбирки и малоэтажная застройка, а не соборы. Это, всё-таки, – собирательный образ Симбирска-Ульяновска: с датой согласен.
Аноним
картинка в помощь
Аноним
вот
Аноним
Хотя, скорее всего, изображены три вот этих церкви
Аноним
+
Аноним
то есть, в левом верхнем углу картины церковь, что на фото за Домом Гончарова. Очень характерный шпиль, он же и изображен на картине. А две других, которые на переднем плане картины – те, что на предыдущем фото, похоже на то, что художник смотрит в направлении Дома Гончарова -Дет мира со стороны, возможно, и Бебеля
На дальнем плане, очевидно, Спасо-Вознесенский собор
Видно массивное основание купола Спасо-Вознесенского собора и небольшие маковки, обрамляющие его, характерные для собора после реконструкции начала 20 века. Левее – часть высокой колокольни собора. Общий вид примерно с женской Мариинской гимназии. Домов переднего плана уже нет, сейчас там здание Искусство, Детский мир (Семейный).
Владимир Воронин
“На заднем плане – купола церкви, видимые на фоне другого массивного храма”
…”массивный храм” – Вознесенский собор…
Владимир Воронин
…храм Вознесения на Бол. Саратовской (на нынешней ул. Гончарова; вид от перекрёстка с ул. Бебеля – слева “Художка”…)
Владимир Воронин
…судя по падающим теням на картине – это не улица Бебеля…
…если солнце на картине дообеденное, то вид со стороны ул. Советской, если послеобеденное, то со стороны ул. Л.Толстого…
No_name
Это Бебеля. Там и сейчас из окон купола видны
Владимир Воронин
…если на картине улица Бебеля, то северный фасад храма Вознесения и сама улица освещены солнечным светом с северной стороны, но ульск не в южном полушарии…
…хотя, идея – восход солнца вручную вечером на западе и закат утром на востоке – инновационная, можно в ряд с элtктрификацией региона ветряками, дирижаблями и струнным транспортом поставить и пропиариться ещё раз в мировом масштабе…
Алекс
КРАСНЫЕ ИДУТ -УРЯ,УРЯ….ДОХОДИЛИСЬ….ЗА КОГО ТЕПЕРЬ КРИЧАТЬ УРЯ ?
Человек
Спросите Антона Юрьевича Шабалкина – он сразу скажет, где это.
Жан Миндубаев
Понятно, что пейзаж собирательный, никакой ландшафтной точности он не имеет. Но живопись красноречива. Художник весьма талантливо показывает, из каких трущоб идет народ на “красный праздник”.еще не осознавая всей сущности прилагательного “красный”…
гость
жаль,что некоторых любителей вкусной картошки вырастила и выучила советская власть
Юрий
Этот как всегда отметился в своем репертуаре. Никаких трущоб на картине нет. Есть простая жизнь провинциального города. Таких картин из городской жизни множество еще и из дореволюционной эпохи.
С годами становиться умным лень….
Симбирянин
До сих пор халупы остались. И большевиков ужо нет, а гнилые домишки стоят, ждут чего-то. Очередного пришествия краснопузых?
Вот так и бывает
Это, уважаемые, никакой не Симбирск и никакой не Щеголев. Продолжайте умничать дальше………..
Юрий
Милаякпртина
Милая картина. Я рос в таких вот дворах. Да и сейчас нет-нет, да и пройдусь по старым центровым улочкам, и во дворы загляну, где дверцы, ступеньки и петли знал
.. И когда что-то старое сменяется новым, то становится немного грустно.
Жан Миндубаев
Если вы считаете ржавые крыши, драные двери ( а то и входы в дом без них)отсутствие водостоков с крыш, занесенные сугробами дворы и обшарпанные стены не трущобами- то вам нужен офтальмолог. А слабоумие не лечится…
гость
слава богу совок кончился
и теперь,в путинской россии,в 21 веке мы можем посмотреть какие были ужасные трущобы только на картинках
Владимир Воронин
…”совок” – это широкие проспекты и площади-бульвары, а на картине – “точечная застройка” монетизаторами дореволюционного симбирска, от которой при “совке” ушли и к которой мы возвращаемся щас стремительными монезационными темпами…
Ого
Тогда-то это все не было ни ржаным ни драным:) это все стало таким потом, особенно при отсутствии должного ухода. Когда то хрущёвки были хоромами, а сейчас их хрущобами зовут. А теперешние новостройки уже в самом начале производят грустное впечатление, что с ними будет через 80 лет?
Владимир Воронин
…советские хрущёвки, в которые страна массово переселялось из коммуналок и землянок, 50 лет назад – располагались неэффективно свободно…
Дзен
Точно! Кучнее их надо было строить и выше:)
ПРОРАБ
Здание, вдоль которого шагает демонстрация, похоже на здание по улице Ленина, 81 (Комитет дорожного хозяйства мэрии). То есть люди идут по улице Ленина вверх в сторону улицы Гончарова. Вид приблизительно с места современного “Детского мира”, возможно со здания чуть западнее него. Левое здание, во дворе у которого сидят бабушки, напоминает здание по улице Ленина, 132.
Второй вариант, это улица Матросова. Вид в сторону улицы Гончарова на Вознесенский собор, но здания по Матросова не сохранились.
Аноним
Матросова – вряд ли. Тоже тени не совпадают
Владимир Воронин
…если предположить, что переулок Пожарный раньше выходил на улицу Ленина в районе дома 99, то:
– демонстранты идут по этому переулку от улицы Ленина параллельно улице Гончарова,
– сверху по центру картины – восточный фасад храма Вознесения,
– сверху слева – колокольня за домом Гончарова…
– падающие тени – утренние юго-восточные…