Андрей Андреев
Как показал круглый стол “Семьеведение – от детсада до совершенствования: единство концепции, разнообразие подходов, многообразие практики”, прошедший в рамках пятого форума Всероссийской программы “Святость материнства”, в регионах творчески и самобытно разрабатывают и реализуют методики по сохранению и развитию института семьи.

По словам директора центра психологии и коррекционной педагогики института регионального развития Пензенской области Ирины Смирновой, они разработали специальный курс для учителей, который включает в себя все виды занятий по теме “Семьеведение”, где все “приземленно и понятно”.

– Мы убедили педагогов, – говорит она, – что такие курсы нужны. В семье ребенок видит только одну модель, и не всегда наилучшую. Второй источник информации о семье – ровесники, но это, скажем так, не научная информация. А на занятиях дети могут увидеть самые разные модели семьи.

В итоге сейчас “Семьеведение” в том или ином виде ведется во всех школах и детских садиках региона. Жесткой регламентации нет. Пособия позволяют маневрировать и использовать свои творческие находки в каждом учебном заведении.

Но это только часть региональной системы по укреплению семьи. Родителям педагоги стараются объяснить, что “не стыдно быть не специалистами в семейных вопросах”. Поскольку никто, нигде и никогда не учил быть мамами и папами. Значит, надо учиться сейчас.

По словам Ирины Смирновой, большое значение имеет поддержка таких начинаний на федеральном уровне, как, например, на этом форуме. Поскольку на местах многие чиновники не способны оценить значимость этого курса.

Хотя есть и другие примеры. Как рассказала заместитель директора по научно-исследовательской и информационной работе центра образования и системных инноваций Ульяновской области Светлана Прохорова, в регионе проходит немало акций в поддержку семьи. Так, в 2016 году был представлен проект декларации о правах детей на благополучное будущее в Ульяновской области. А в ходе акции “Роди патриота” многодетные мамы, родившие еще одного ребенка, получают ключи от машины “УАЗ-Патриот”. В результате рождаемость в регионе за последние годы существенно выросла.

В регионе работает программа “Мир семьи”, рассчитанная на детей всех возрастов, которая изначально была реализована на базе школы № 52 Ульяновска, а теперь она действует в семи муниципалитетах.

В программе внимание сосредоточено на детско-родительских отношениях. С одной стороны малыши получают традиционные для российской цивилизации представления о семье. С другой, на специальных вебинарах идет психолого-педагогическое просвещение родителей и рост их компетенции в этом качестве. Отзывы родителей о таких вебинарах – крайне положительные.

– У взрослых сложились одни стереотипы, как действовать правильно в той или иной ситуации, а если смотреть с точки зрения науки – нужны совсем другие, – говорит педагог. – И мы разбираем самые разные родительские установки, как негативные, так и позитивные.

Программа с похожим названием “Моя семья” действует и в Тверской области. Как рассказала заведующая кафедрой воспитания и дошкольного образования регионального института развития образования Анна Некрасова, она также нацелена на формирование традиционных семейных и нравственных ценностей и охватывает детей в возрасте от пяти до 18 лет. Так, согласно этой методике, ребенок должен пройти путь от эгоцентризма до помощи другим, от своеволия к ответственному выбору. На каждом этапе образования ребенок может корректировать отношение к семье и формировать положительный образ будущей ячейки общества.

Как отметили участники обсуждения, совместные с детьми мероприятия крайне важны. Так, в Тюменской области школьные психологи предлагают смотреть кино детям вместе с родителями, причем такие фильмы не из школьной программы, их отбирают сами учителя.

А председатель научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства профессор Артур Реан предложил использовать для семейного образования литературные произведения из школьной программы. Чтобы учителя литературы на примерах из классики показывали образ семьи. Или учителя истории на примерах выдающихся деятелей показывали их отношение к своим детям.