Слушатели Школы активного долголетия в центре “Исток” на этой неделе смогли научиться выбирать в магазинах по-настоящему полезные продукты. Специалист Центральной клинической медико-санитарной части Светлана Матвеева выступила перед ними с лекцией “Этикетка на продуктах – что написано между строк”. Мы попросили автора лекции поделиться полезной информацией и с нашими читателями.
Сквозь нецветные очки
Этикетка в первую очередь должна давать покупателю достоверную информацию о товаре. Но в последние годы она все чаще превращается в рекламный носитель. Поэтому важно понимать, какая информация, нанесенная на продукт питания, важна для оценки его качества, а какая просто пытается привлечь внимание покупателей или даже ввести их в заблуждение.
Наиболее ценные данные, отмечается в лекции, нередко наносятся на продукты мелким шрифтом. Поэтому, если вы плохо видите вблизи, собираясь в магазин, захватите с собой очки. Доверяя только ярким крупным надписям на товарах, можно сильно обмануться.
Разглядев этикетку, объясняет Светлана Матвеева, нужно обратить внимание на несколько позиций, которые должны обязательно указываться в информации о продуктах питания.
Во-первых, это название товара. Вроде бы с ним все очевидно, но автор лекции напоминает об уловке, которой производители пользуются все чаще, а ульяновцы не всегда помнят. Так, молочная продукция в последние годы нередко выпускается с использованием растительных жиров. И если покупатель хочет пить настоящее молоко, есть натуральные сметану и сыр, приобретать нужно продукты именно с такими названиями. В товарах с добавкой “продукт”, например, “сметанный продукт” или “сырный продукт”, молочный жир заменяется растительным. В этом можно убедиться, прочитав состав товара. В настоящей молочной продукции растительные масла присутствовать не могут.
Читая состав, стоит помнить о том, что компоненты в нем перечисляются не в произвольном порядке, а строго пропорционально их весу или объему в структуре продукта. Например, если в печенье с названием “овсяное” первым в составе обозначена пшеничная мука, стоит сделать вывод о том, что более полезная овсяная мука добавлена в него в основном ради названия, а не для того, чтобы покупатель получил на самом деле полезный продукт.
Такая же уловка, отмечается в лекции, нередко используется в составных соках. Основой для них обычно становятся недорогие яблочный или морковный сок, а другие фрукты добавляются в меньших количествах. От производителей требуют и в изображениях на упаковке рисовать вошедшие в продукт составляющие сообразно их количеству.
Если с составом продукта вы разобрались, не стоит спешить к кассе. Светлана Матвеева напоминает о необходимости обратить внимание и на вес понравившегося товара. Тут соврать производителю сложно, а вот попытаться обхитрить покупателя он может. Ведь за последние годы объем большинства заводских упаковок уменьшился с привычных килограмма или полукилограмма до девятисот, восьмисот, а то и семисот граммов. А сто-триста граммов могут быть вполне заметными в итоговой стоимости продукта.
Еще одна важная надпись на упаковке – дата истечения срока действия. Они бывают двух видов. Если на этикетке указывается, что продукт лучше “употребить в пищу до” какой-то даты, значит, до указанного времени он сохранит все свои вкусовые и другие свойства. Позже он все еще будет годен к употреблению, но гарантию сохранения всех его особенностей производитель уже не даст.
В случае, когда на упаковке стоит надпись “срок годности для потребления”, после обозначенной даты он уже становится опасным для здоровья. Такими сроками маркируются продукты, чувствительные к микробиологическим инфекциям. А вот для свежих фруктов и овощей, алкоголя, хлебобулочных и кондитерских изделий, уксуса, сахара, соли дата истечения срока годности не требуется.
Стоит обратить внимание и на производителя товара и его происхождение, добавляет Светлана Матвеева. Например, при покупке рыбы важно знать, откуда она привезена. Лучше выбирать продукты, доставленные к нам прямо с моря – они, вероятнее всего, прошли быструю заморозку и сохранили все свои ценные качества.
Закрыть глаза на яркие буквы
Оказывается, при выборе продуктов надо научиться не только вчитываться в информацию на них, но и игнорировать отдельные надписи. Они могут не нести никакой важной для покупателя информации, а лишь пытаться товар прорекламировать.
Примеров таких – огромное количество. При этом производители балансируют на грани установленных для них ограничений. Так, говорится в лекции, этикетка не должна создавать впечатление, что пищевой продукт лечит заболевание или предотвращает его, если производитель не располагает результатами соответствующих исследований. Но нередко на продуктах размещают надписи, намекающие на их огромную пользу для здоровья.
Например, пометка “натуральный продукт”, на которую клюнет практически любой покупатель. Но такую надпись можно поставить почти на любом продукте питания, даже если натуральными в нем будут только сода, сухое молоко или яичный порошок.
Или указание “обогащенный витаминами А, В”, размещенное на молочной продукции. Молоко, сливки и сливочное масло изначально содержат эти витамины, поэтому говорить о преимуществе продуктов с такой надписью над другими молочными товарами не приходится. Аналогично производители поступают, указывая на растительном масле, что оно “не содержит холестерина”, зато имеет витамин Е. А некоторые умудряются даже черный хлеб прорекламировать, указав на нем, что является богатейшим источником клетчатки. Но по какому бы рецепту ржаной хлеб ни готовился, клетчатка в нем будет содержаться непременно.
Диета, да не та
Быть внимательными нужно даже при покупке продуктов, маркируемых как диетические или предназначенные специально для снижения веса. Например, говорится в лекции, указание “легкое” на пачке вроде бы сливочного масла свидетельствует, видимо, о подделке. Сливочное масло не может иметь жирность ниже 70 процентов. А обозначенная на пачке легкость говорит о том, что внутри нее находится бутербродный маргарин.
Надпись “фитнес-продукт” и подобные ей указывают на низкое содержание калорий. Так оно и есть, но для того, чтобы добиться низкой калорийности, в таких продуктах вместо животных жиров используются растительные. А их чрезмерное употребление может привести к проблемам с сердечно-сосудистой системой.
Вообще продукт, обозначающийся как диетический, рассказывает Светлана Матвеева, должен содержать не больше 40 килокалорий на 100 граммов. Но, к сожалению, отмечает она, даже товары, выкладывающиеся в отделах для диабетиков, не всегда безопасны для людей, страдающих от этого заболевания. Поэтому им, как и другим ульяновцам с хроническими заболеваниями, стоит читать этикетки наиболее тщательно.
Сама Светлана Матвеева в магазинах внимательно изучает этикетки. Следящим за своим здоровьем горожанам она советует покупать как можно меньше продуктов с красителями, загустителями и подобными добавками. Порой это даже позволяет сэкономить. Например, натуральное мясо или птица, отмечает она, обычно обходятся дешевле приготовленных из них колбасы и других полуфабрикатов, снабженных еще и ненатуральными добавками.
Лидия Пехтерева