25 ноября в возрасте 90 лет ушел из жизни Фидель Кастро, который управлял Кубой на протяжении почти полувека. Он превратил страну, которая до него была курортом для богатых американцев, в однопартийное государство с бесплатными образованием, медпомощью и постепенно дряхлеющей из-за санкций инфраструктурой советских времен. Корреспондент «Молодежки» побывал на Кубе три года назад.

Мечта о рае
Те, кто родом из Советского Союза, помнят, наверное, песню «Небо надо мной, как сомбреро. Берег золотой — Варадеро». Каждый житель страны Советов мечтал побывать на Острове свободы — райском уголке земли.
Куба для многих олицетворяла несбыточную мечту о светлом будущем и своим примером доказывала, что даже маленькая страна может противостоять Америке. Несмотря на жесточайшую экономическую блокаду, она процветала. Прекрасные медицина и образование, высокая продолжительность жизни, счастливые кубинские дети… А Фидель Кастро был словно герой из фильма.
Три года назад, летом, в качестве «руссо туристо» мне довелось побывать на Кубе. Впечатлений, конечно же, было море. Чего стоит одна дорога! Летели 12 часов, притом через Гренландию. Земля – «шарик», и ближайшая дорога от нас до Кубы — через Север, а потом вниз, через Бермудский треугольник (ничего страшного, кстати, не произошло). И вот он, берег золотой, Варадеро!

Достали комары
Куба встретила тропическим ливнем (был сезон дождей), и настроение немного испортилось. Стоило лететь чёрт-те куда, чтобы увидеть затянутое свинцовое небо? Но через час всё изменилось: выглянуло солнышко, облака рассеялись, и с океана подул теплый ветер. Вот где чудо Кубы! Лазурное море и белоснежные пляжи, протянувшиеся на десятки километров. Ради этого сюда и едут.
Варадеро – бывшая деревня, а сейчас это небольшой курортный городок с десятками отелей разной звездности. Наша гостиница была «не первой свежести». Мебель старая, кондиционер доживал последние часы. Но не это было главным! Вокруг такая природа!
Первые дни пришлись на акклиматизацию, ведь разница во времени — почти 9 часов. Поэтому сначала ходил как пьяный, но потом быстро вошел в ритм.
В отеле было полно живности. По вечерам доставали комары: маленькие и противные такие, но кусали почему-то «избранных», и никакие наши мази и спреи не помогали. На деревьях и по земле ползали большие пальмовые крабы, а в траве гуляли зеленые «дракончики» — маленькие вараны. На пляже можно было встретить различных экзотических птиц, а в море — огромных лангустов.

Пьют в море
Разгуляться в Варадеро особо негде. Все развлечения только в отелях. Кормили неплохо. Давали мясо, морепродукты, овощи и фрукты. Но с мясом на острове большие проблемы. Никто там не держит коров и бычков, и на рынке вы не найдете ни говядины, ни кур. Зато полно бананов, кокосов, но ими сыт не будешь.
А вот чего там в изобилии — так это рома. На любой вкус и цвет. И, кажется, пьют его все. Как будто власти специально компенсируют напитком нехватку продуктов питания.
Кстати, пьют кубинцы весьма оригинально. Это наши люди возле бара в отеле «сбиваются в стаи» и хлыщут всё подряд, а потом бегут в море, которое многим становится «по колено».
Кубинцы же идут на пляж с бутылкой рома и кокосами. Наливают напиток в пластиковые стаканчики или прямо в кокос, затем заходят по грудь в океан и, качаясь на волнах, потягивают ром и разговаривают. Наблюдать за этим — одно удовольствие. Вот только после таких гулянок на берегу остается много мусора, а собой они почему-то не убирают.

Обложили доллар
В городе много попрошаек. Старики в оборванной одежде, увидев «руссо туристо», так и норовят выпросить хоть сколько-нибудь денег. Нам объяснили, что когда начинают докапываться, надо произнести заветное слово «профсоюз». Пробовал — отстают.
Кстати, о деньгах. Доллар менять там невыгодно: его обложили налогом (где-то 10-13%) из-за «большой любви к Америке». А еще говорили, что это «налог Фиделя».
Многие товары имеют двойные ценники: одна цена для туристов (в куках — это конвертируемое песо), другая для местных (в песо). Последняя отличается в разы. Хотя покупать там, кроме сигар и кофе, нечего. Хэбэ низкого качества, и всё с портретами Че Гевары и Фиделя.
Зарплаты маленькие: где-то 50 долларов. Попасть на работу в отель считается большой удачей. Там могут платить и более 100 баксов в месяц. А еще можно бесплатно питаться в местном ресторанчике. Но устраиваются на такую работу по большому блату.

Скромная житуха
Как-то напросился в дом к одной кубинской семье. Две комнаты, в обеих шаром покати. Телевизор, кондиционер и холодильник. Спят на полу, еще есть что-то похожее на шифоньер.
— Это раньше, когда Советский Союз помогал, у нас всё было хорошо, — рассказал хозяин. — А в 90-х годах, когда помощь прекратилась, СССР развалился, жить стало тяжело. Теперь своего почти ничего нет. Все земли засадили сахарным тростником.
У многих нет ни компьютера, ни нормального сотового телефона. С мобильной связью проблемы. Заморские товары можно завезти лишь с большим трудом или контрабандой. Интернет для избранных. А кубинцы так мечтают побродить по просторам Всемирной сети и узнать правду о мире. Ведь выезд из страны многим запрещен. По ТВ крутят исключительно правильные программы и фильмы. Люди фактически живут в полной изоляции. А ведь под боком, в каких-то 60 милях, американская Флорида, и многие кубинцы от безысходности бежали туда на свой страх и риск на обычных лодках. Говорят, что таких беженцев в США охотно принимали и предоставляли им жилье. Видимо, назло Фиделю.

Блеск и нищета Гаваны
Запомнилась поездка в Гавану. Это примерно в двух часах езды от Варадеро. По дороге, проезжая через небольшие населенные пункты, заметил, как у многих на балконах висит белье. Неужели так часто стирают? Оказалось, что только раз в неделю разрешено стирать. Как объяснил гид, из-за проблем с канализацией.
Заметил, что многие дома вообще без стекол, на окнах решетки. У людей просто нет денег на остекление.
Гавана встретила непогодой. Старинный колониальный город в тучах выглядел еще более серым и угрюмым.
Только мы сошли с автобуса, как нас окружили кубинцы, в национальных костюмах, с песнями и танцами. Нет, это было не театрализованное приветствие российских туристов. Цель одна — выманить доллар или песо.
Только сбежали от них, как попали в сети местного художника, который предложил нарисовать незабываемый портрет буквально за копейки. Отказался. Его работы вызывали большие сомнения…
Что сказать о Гаване? Архитектура местами заставляет застыть с открытым ртом, но это, так сказать, туристические улицы. А есть такие районы, что смотреть страшно. Гавана показалась совершенно убитой. Сутенерши зазывали в бордели. Прямо на площади спали нищие. И такая безнадега и нищета ужасная… По дорогам носились допотопные ретро-машины, как будто мы попали в 70-е годы прошлого века. Можно было встретить наши «Жигули» и «Волги», американские лимузины, кадиллаки-«крокодилы». Одним словом, железо, по которому давно уже плачет свалка.
На шоссе стояли люди, которым нужно было куда-то ехать. Увидев автомобиль, они выбегали на дорогу и пытались его остановить. С общественным транспортом там большие проблемы. Автобуса можно и не дождаться, а ехать надо.
Такое впечатление, что никто там не работает. Молодежь сидела на улицах и часами о чем-то говорила. А разводить туристов на деньги, похоже, стало их основным занятием. На улице с бутылочкой рома пытаются выклянчить куки у туристов любым способом: спеть, сплясать, показать дорогу, сфотографироваться с обезьянкой, просто выпросить. Кук — примерно 1,2 евро.

О Фидель?!
На другой улице зазывают в столичные кабаки. Все зазывалы почему-то уверяют, что именно в их забегаловку любил заходить когда-то Эрнест Хемингуэй и пить по утрам свой любимый мохито. Мол, историческое место! Как можно пропустить?! Таких мест я насчитал с десяток. Сложилось впечатление, что писатель был приличным алкоголиком.
Конечно, мы заглянули в один такой кабак, попробовали «хемингуэевский» мохито. Нам сыграл танго пианист и за это попросил денежку, а кто-то даже снимал всё это на видео. Не безвозмездно, конечно!
Побывали и на местной «Красной площади». Напротив — здание, где заседает руководство страны. Ни Рауля (младшего брата Кастро), ни самого Фиделя мы, конечно, не видели. А вот что о них думают кубинцы — я тогда поинтересовался.
Мнения разошлись. Одни считали Фиделя героем и освободителем, другие понимали, что это из-за него страна в нищете. Говорили, мол, «ждем, когда он умрет, дальше так нельзя жить в изоляции». Кстати, хоть Фидель и восемь лет назад отошел от руководства, передав бразды правления брату, тем не менее контролировал ситуацию в стране. Хотя уже тогда было видно, что «ситуация» находится на низком старте, и очень скоро в Кубу хлынут американские деньги, и лет через пять мы не узнаем страну.
…Вот такой запомнилась Куба. Хотя забыл отметить, что везде еще просят чаевые. Даже чтобы улететь домой из Варадеро, надо было заплатить где-то 20 баксов. Своеобразные «отходные» за то, что побывали на Острове свободы, или что-то вроде «запоздалой визы».
Каким теперь будет Куба без Фиделя — покажет время. Но в то, что страна изменится, теперь верят все.
***
Похороны Фиделя Кастро пройдут 4 декабря в Сантьяго-де-Куба — городе, где он совершил первую попытку свергнуть режим диктатора Батисты, захватив армейские казармы. В стране объявлен траур. Президент Путин выразил глубокие соболезнования кубинскому народу. В России предложили назвать именем команданте улицы и площади в нескольких городах.
Напомним, что в 2008 году Фидель Кастро передал полномочия своему младшему брату Раулю, который начал осторожные попытки изменить политику Острова свободы, в частности, по отношению к США. В декабре 2014 года администрация США объявила, что политика санкций провалилась, а президент Обама поручил пересмотреть статус Кубы как государства-спонсора терроризма.
Кстати, за время своего правления переживший множество покушений Кастро «проводил» с поста девять американских президентов. Но отношение к нему в мире до сих пор весьма неоднозначное.

Арсений КОРОЛЕВ.