Последнее время отечественную культуру сотрясают громкие события: спорные выставки, которые требуют закрыть, театральные постановки, шокирующие общественность, и многое другое. “Молодёжка” решила выяснить подробности самых громких культурных потрясений этого года.
#ПОЗОРЭРМИТАЖУ
В Государственном Эрмитаже бельгийский художник Ян Фабр представил публике выставку под названием “Рыцарь отчаяния – воин красоты”. Вскоре после ее открытия разгневанные посетители высказали свое возмущение по поводу странных идей, сопровождавших ее. Люди даже запустили в ноябре в интернете метку #позорэрмитажу по этой теме, чтобы высказать негативное мнение о выставке. Причина такой реакции кроется не в претензиях к таланту художника, а в подвешенных на крюках животных, которые сопровождали выставку.

“Вся Россия борется с живодерами, а Эрмитаж плюет прямо нам в лицо, открывая выставку Яна Фабра под названием “Карнавал мертвых бродяг”, где трупы животных распяты, подвешены на крюках; кошки, кролики, собаки с праздничными колпаками на голове! Куда мы катимся, если это теперь называют искусством?! Нет слов”, – поделилась одна из посетительниц выставки в социальной сети.

Зато другая часть посетителей высказалась в защиту бельгийца и его творчества. Якобы Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Художник пытается дать им новую жизнь в искусстве и таким образом победить смерть.

Не знаем, насколько правдива такая душещипательная предыстория, но ее реализация явно подкачала. Вместо демонстрации “новой жизни” погибших животных получилось малоприятное зрелище. Многие рассказывали, что дети были в шоке, увидев в Эрмитаже мертвых кошек и собак.

В итоге организаторам выставки пришлось объясняться уже в Министерстве культуры РФ. Там все-таки признали, что в данном случае музеем была допущена ошибка.

ПОРНОГРАФИЯ ИЛИ ИСКУССТВО?
Другой культурный коллапс приключился в Москве. Выставка американского фотографа Джока Стёрджеса “Без смущения” возмутила общественность тем, что на некоторых фотографиях изображены полуобнаженные дети. Дело дошло до Уполномоченного по правам ребенка в России Анны Кузнецовой, которая заявила, что прокуратура проверит выставку на наличие детской порнографии. Известно, что фотограф снимал детей из нудистских общин. Выставку из-за общественного резонанса закрыли в конце сентября.

“НЕТ” ЦЕНЗУРЕ
В октябре вся культурная общественность обсуждала неоднозначное высказывание знаменитого актера Константина Райкина. Руководитель театра “Сатирикон” на седьмом съезде Союза театральных деятелей РФ поднял вопрос о цензуре, с которой всё чаще приходится сталкиваться в творческом процессе. Райкин отметил, что ограничение трактовок произведений и вмешательство церкви в театральные дела просто недопустимы. Народный артист предложил коллегам объединить усилия и выступить единым фронтом против цензуры.

Дальше началось самое интересное: лидер “Ночных волков” Александр Залдостанов, известный больше под прозвищем “Хирург”, обрушился с критикой на руководителя театра, который якобы “под видом свободы” намерен превратить Россию “в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты”. Этот скандал не остался без внимания Кремля. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков сказал, что цензура как таковая недопустима, но, если государство спонсирует какую-то постановку, оно “вправе обозначить ту или иную тему”.

Чем в конечном итоге закончится эта полемика и будут ли достигнуты изначальные цели – непонятно, но в конце октября появилась петиция с требованием привлечь Райкина к ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Активисты, которые составили эту петицию, рассмотрели такой умысел в спектакле театра “Сатирикон” “Все оттенки голубого”, который, к слову, имеет возрастные ограничения и пометку 21+. Сам же Райкин высказался о постановке так: “Живая, талантливая пьеса. Она очень откровенно и честно освещает вопросы, которые на отечественной сцене поднимать было не принято”. Поди разбери, кто тут прав?..

АЙВАЗОВСКИМ ОБОШЕЛ СЕРОВА
Выставку самого знаменитого русского мариниста в Третьяковке посетили около 600 тысяч человек. Такого аншлага никто не ожидал. Чтобы справиться с потоком ценителей искусства, организаторам пришлось ввести систему посещения по сеансам и предварительную продажу билетов. При этом посетители выставки сообщали о том, что ограничениями в покупке билетов воспользовались спекулянты, продававшие их с рук по завышенным ценам. Стоимость билетов у них доходила до 4000 рублей, при том что их официальная цена была практически в 10 раз ниже.

В начале года в Третьяковской галерее проходила выставка картин Валентина Серова, которая на тот момент была признана самой посещаемой среди выставок русских художников. В последние дни работы выставки из-за небывалого ажиотажа у входа в музей даже была выломана дверь.

ОБНАЖЕННАЯ ПРИРОДА
Не беремся прогнозировать: вызовет ли такой же небывалый интерес у публики недавно открывшаяся выставка ульяновского художника? Сам мастер до последнего не был уверен, что все его картины выставят на всеобщее обозрение.

Александр Романовский, член Союза художников России, сам позвонил в редакцию “Молодёжки”. Художник рассказал, что в музее имени А. А. Пластова, в выставочном зале “Картинной галереи”, в конце ноября открылась его выставка. В том числе в экспозицию включены новые работы, еще не экспонировавшиеся на художественных выставках и созданные в 2015-2016 годах, а также работы, уже получившие признание на крупнейших художественных форумах страны, и произведения из личных коллекций художников. Про новые работы мастер отмечает, что такая живопись кому-то может быть в новинку, потому как красоты природы в этих картинах граничат с эротикой.

– Открытие выставки прошло успешно, – рассказывает Александр Романовский. – У меня были опасения, что некоторые картины могут снять с показа. На нескольких полотнах изображена эротика. Люди смотрят и краснеют. Могу сказать точно, что такой выставки в Ульяновске не было и, вероятно, больше не будет. Сначала выставку хотели сделать под знаком 18+, но нам удалось избежать этого возрастного ограничения.

На фоне последних культурных событий невольно возникает вопрос: не окажется ли ульяновская выставка в эпицентре очередного скандала?