Бывший руководитель димитровградского банка «РКБ», недавно лишенного лицензии, предположительно, вывел активы на 2,7 млрд рублей с помощью выдачи заведомо невозвратных кредитов, следует из результатов проведенного временной администрацией банка обследования его финансового состояния.

Временная администрация, как сообщает пресс-служба Банка России, которая была назначена приказом ЦБ еще в сентябре 2016 года, выявила операции, осуществленные бывшим руководством банка, «имеющие признаки вывода из банка активов, в том числе путем выдачи заведомо невозвратных кредитов заемщикам». Эти заемщики не обладали способностью исполнить свои обязательства и, как отмечают в ЦБ, имели «признаки технических компаний». Выведенная сумма составила не менее 2,7 млрд рублей, сообщили в пресс-службе Банка России.

Проще говоря, инспекторы обнаружили, что кредиты выдавались, вероятно, подставным компаниям. К числу признаков технических компаний ЦБ относит отсутствие у них собственных или арендованных мощностей или помещений, а также случаи, когда 70 процентов активов заемщика – это дебиторская задолженность, ценные бумаги и недвижимость, приобретенные для продажи, отсутствие выписок по банковским счетам в других банках.

Кроме того, временная администрация установила, что бывшее руководство димитровградского банка «РКБ» отражало в балансе кредитной организации вложения в объекты недвижимости по завышенной стоимости. Стоимость активов «РКБ», по данным ЦБ, не превышает 500 млн рублей, хотя обязательства перед кредиторами достигают почти 2,5 млрд рублей.

Вся информация о финансовых операциях, имеющих признаки экономических преступлений, была направлена в Генпрокуратуру, полицию и Следственный комитет.

Решение о признании АО Банк «РКБ» несостоятельным (банкротом) было принято Арбитражным судом Ульяновской области 14 ноября. В его отношении было открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Стоит отметить, что димитровградским этот банк был лишь номинально – заправляли всем представители самарских финансовых кругов. Так, председателем правления «РКБ» был Константин Снигарев, судя по открытым данным, проживающий в соседней Самаре. Возглавил кредитную организацию он в 2011 году, спустя полгода после того, как «РКБ» перешел под контроль группы самарских бизнесменов во главе с Ринатом Гакиловым, как об этом писали СМИ.

Сам банк был организован 20 ноября 1990 года на базе специализированного отделения Жилсоцбанка в Димитровграде. Причем в последние годы в Ульяновске и Димитровграде имелось всего четыре офиса банка – остальные 14 были раскиданы по другим регионам России.

Отзыв лицензии у банка «РКБ» – событие для Ульяновской области знаковое и, увы, печальное. Это означает, что отныне из 18 региональных банков, когда-либо получавших лицензию, «в живых» остался только один – «Венец». Согласно данным с сайта Центробанка, за последние пять лет лицензии были отозваны у трех банков: кроме «РКБ» это банк «Симбирск» и ПВ-Банк. В основном же ульяновские кредитные организации исчезли в 2000-х, в том числе, принадлежавшие крупным предприятиям: АвтоУАЗбанк, Авиастарбанк.

Стоит напомнить, что и у «Венца» были большие проблемы – его неоднократно проверяли на законность финансовых операций, в том числе в рамках дела о неуплате налогов предприятиями депутата Михаила Родионова. В 2013 году говорили даже о возможной ликвидации этой кредитной организации.

В этом году от банка вроде бы отстали. Уже после появления слухов, вившихся вокруг «Венца», кредитная организация обновила лицензии на осуществление банковских операций и привлечение денежных средств в рублях и иностранной валюте – это произошло 19 декабря 2014 года.

Ян Гуров