Наступает время тотальных новогодних распродаж. Недавно прошли так называемые «черная пятница» и «киберпонедельник»*, впереди – бесконечные праздничные скидки и акции. Редакция «МГ» решила отправить на шопинг своего корреспондента, чтобы выяснить, как «ловят» нынче продавцы доверчивых покупателей.

Урок первый
Мало кто устоит перед витриной с заманчивой вывеской о скидке до 70%. Обратите внимание на «до»: это понятие весьма растяжимо. Заглянув в сам магазин, покупатель вряд ли сможет найти хотя бы один такой ценник. Продавцы же обычно отвечают: «Товар с такими скидками уже распродан, но вы можете выбрать другой». Всё рассчитано на то, что человек уже пришел с деньгами, настроенный на покупку, и вряд ли без нее уйдет.
— Лет пятнадцать назад я на этом даже зарабатывал, — делится опытом Алексей Быков — покупатель-профессионал, или «шопер» (от английского «shopper» — «покупатель»), с которым мы случайно познакомились в магазине. — Ждал дня, когда будут объявлены скидки, и приходил в магазин прямо к его открытию. Согласитесь, фраза «Всё уже распродано!» в таком случае смахивала бы на мошенничество. Тогда я неплохо зарабатывал на нечестности продавцов и хорошо изученном законе «О защите прав потребителей».
— Чем опытнее и придирчивее становится покупатель, тем изощреннее продавец, — продолжает Алексей. – Да, честные скидки существуют, но за ними надо поохотиться и не один день.
***
СОВЕТ от шопера Алексея:
— Чтобы не попасться на удочку продавцов, надо переспать с мыслью о покупке. Если на утро следующего дня она вас не покинет, а к вечеру вам не будет жалко оплатить свое желание, то смело идите покупайте и радуйтесь приобретению.

***
Урок второй
В погоне за экономией каждому покупателю стоит помнить: задача продавца – избавиться от залежалого, неликвидного товара.
Например, магазин техники может предложить вам купить стиральную машину и получить в подарок утюг совершенно бесплатно, потому что его цена уже включена в стоимость первого товара. Иногда право выбрать себе подарок остается за покупателем, правда, на определенных условиях. Однако, позарившись на бонус, можно попасть в неприятную ситуацию. Недавно мы с моей подругой отправились покупать стиральную машинку, выбрав заранее соответствующий магазин. Цена товара составила 15 тысяч. Вежливый консультант сообщил:
— В магазине акция: при покупке товаров на сумму 20 тысяч покупатель может выбрать еще один товар в подарок.
Мы, как сумасшедшие, ринулись выискивать на полках хоть какую-то мало-мальски нужную нам вещь в быту стоимостью в недостающие 5 тысяч рублей. Решили купить цветной принтер. Итого в нашем чеке значилась сумма — 20 010 рублей. С ним мы обратились к менеджеру зала, попросив выдать нам честно заработанный подарок — пылесос за 12 600 рублей.
— Чтобы стать участником акции, вам необходимо было купить один товар стоимостью в 20 000, а не несколько. Только тогда вы можете выбрать подарок вот с этой полки, — заявил нам менеджер.
Понятное дело, на полке лежала ненужная нам мелочь в виде переходников, шнуров и тому подобного. Мы оказались настырными и попросили предоставить нам документ «Правила и порядок проведения акции». Искали его долго. Мы аж вспотели, дожидаясь, но пылесос был очень нужен. Наконец бумага была у нас, как и правда! С пылесосом за 12 600 магазину пришлось расстаться за 10 рублей. Так что не стесняйтесь требовать обещанное вам: это ваше священное право потребителя.

Урок третий
Еще одну школу покупательской жизни мне пришлось пройти в одиночку. Поймал меня на удочку магазин мужских костюмов и рубашек заманчивым предложением: «При покупке одной рубашки вторая — за полцены». Рубашки не из дешевых, потому и повелась. Купила сыну без примерки. Придя домой, обнаружила несоответствие стандартам. На следующий день, взяв с собой сына, направилась в магазин менять.
Выяснилось, что обменять рубашки можно только на те, что участвуют в акции, другие будут с доплатой по полной. Четыре долгих часа мы пробыли в магазине. Либо нужного размера понравившихся рубашек не было, либо были вещи ужасного качества и непривлекательного вида. В результате, отчаявшись, я попросила вернуть мне деньги и на том разойтись. Выяснилось, что возврат товаров по акции невозможен. И всё началось заново!
В общем, подходящие рубашки были найдены. Я же, придя домой, изучила закон «О защите прав потребителей». Оказалось, никакие скидки и акции не освобождают продавца от обязанности принять обратно товар или обменять его в течение 2-х недель без объяснения причин, а также снизить цену, если вещь оказалась бракованной. Как жаль, что мы задним умом крепки…

Урок четвертый
Продуктовые магазины не уступают иным по количеству акций и скидок. Однако здесь нужно быть особенно осторожным, ведь на кону здоровье.
Все мы знаем, что продукты, у которых уже заканчивается срок годности, перемещаются в начало витрины, а свежие «маскируются» в ее дальних углах. На этот период даже могут назначить скидку. Эта схема работает и с кисломолочной продукцией, которую тоже научились «оживлять».
Случалось ли вам, купив молоко, по приходу домой увидеть, что содержимое вылилось из пакета? Сколько ругательств было направлено в адрес производителя, что тот не может толком запаять упаковку. А только ли в этом дело? Оказывается, нет. Просто по причине приближающегося конца срока годности или вздувшуюся из-за неправильного хранения упаковку продавец прокалывает булавкой. В результате товар подозрений не вызывает и легко сбывается покупателю.
***
СОВЕТ от кассира Аллы Кимовой:
— Самый распространенный вид обмана – обман на кассе. Часто в чеках можно найти дважды пробитый товар или далеко не аукционную цену. Поэтому всегда проверяйте чек рядом с кассой.

***
Урок пятый
Недавно продавцы открыли для себя новые возможности давления на покупателя. Вы, наверное, обращали внимание на кассиров в шапочках Деда Мороза, аниматоров, праздничный декор? Так создается атмосфера, в которой даже самый заядлый бука вдруг улыбнется, охваченный предвкушением сказки. Мы знаем, самые безудержные транжиры, падкие на всё блестящее, – это дети. А для продавца платежеспособные взрослые, впадающие в детство, — просто находка!
Как ни старайся, а избежать обмана в магазинах порой нелегко даже самому опытному и осторожному покупателю. Согласитесь, какой продавец будет работать себе в убыток, особенно в преддверии новогодних праздников – дней, когда выручка от продаж поднимается в разы?! Так что будьте внимательны, но не забывайте и радоваться.
Ольга ФИЛИППОВА

*«Черная пятница» — четвёртая пятница ноября, наступающая после Дня благодарения в США, с которой начинается рождественский сезон распродаж. Поначалу понятие означало сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. По статистике, в США «черная пятница» для покупателей обращается в «черную субботу» для продавцов. Почти 70% товаров, купленных накануне в ажиотаже, пришедшими в себя за ночь людьми возвращается на следующий день. «Киберпонедельник» — понедельник после «черной пятницы», на который приходится пик распродаж в онлайн-магазинах.