Ульяновская область входит в число регионов, где зарплата жителей растет медленнее платежей за жилищно-коммунальные услуги, что негативно влияет на платежную дисциплину граждан и грозит социальными возмущениями, сделали вывод в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ), призвав учитывать при повышении тарифов уровень доходов населения.

Эксперты института проанализировали, как рост коммунальных платежей сказывается на уровне жизни семей в каждом из российских регионов. Выяснилось, что в некоторых регионах средняя зарплата за первое полугодие 2016 года выросла больше, чем платежи за ЖКУ. Например, в Москве – на 11,2 процента против семи процентов, в Санкт-Петербурге – на 10,5 процента против шести, на Сахалине – на 9,5 процента против 3,4.

В других регионах, в том числе и в Ульяновской области, зарплата растет медленнее платежей ЖКХ. Так, прирост заработной платы в регионе (первая половина 2016 года к первой половине 2015 года), согласно данным Росстата, составил минус 3,23 процента, а утвержденный правительством РФ предельный индекс платы за ЖКУ для области составил 3,9 процента. Разность составляет минус 7,13 процента. Больше только в Республике Ингушетия. Доля расходов на «коммуналку» в структуре расходов ульяновских домохозяйств при этом продолжает увеличиваться – с 12,4 процента в первом полугодии 2015 года до 13,2 процента в январе-июне 2016 года.

«Установка высоких индексов платы за коммунальные услуги стимулирует опережающий рост тарифов на ЖКУ. В свою очередь, рост доли ЖКУ в структуре расходов домохозяйств несет риски снижения платежной дисциплины среди населения», – указывают в институте.

Эксперты считают, что система расчета индексов платы за коммунальные услуги должна быть пересмотрена. В настоящее время эти индексы формируются исходя из динамики стоимости энергоресурсов. В ИПЕМ заявляют, что при формировании индексов цен должны приниматься во внимание соображения социальной справедливости, а не только стоимостные параметры. «Это можно обеспечить за счет учета таких параметров, как динамика доходов населения или доля расходов домохозяйств, приходящаяся на оплату жилищно-коммунальных услуг, – говорится в отчете. – Например, можно перейти к расчету своеобразного тарифного коридора. Нижняя граница такого коридора может определяться исходя из стоимости энергоресурсов, а верхняя – исходя из предельной доли коммунальных услуг в структуре расходов домохозяйств».

В регионах, где реальный рост заработной платы отстает от ожидаемого повышения тарифов, возможны социальные возмущения, указывают авторы исследования. Кроме того, большинство экспертов сходится в оценках, что доля расходов на ЖКУ в 13 и более процентов от доходов домохозяйств является критической сточки зрения обеспечения платежной дисциплины, после достижения которой ужесточение мер по повышению собираемости платежей практически не дает результатов.

Дмитрий МИНАЕВ