После новой волны возмущения работой маршруток в Ульяновске чиновники горадминистрации лично решили проверить обоснованность претензий. Поговорили с людьми на остановках в час пик, прокатились стоя в автобусе, но полной картины, вероятно, так и не увидели – предупреждение о проверке появилось заблаговременно.

О проблемах пассажирского транспорта «Симбирский курьер» писал 2 декабря («Пока ждешь – замерзнешь»). Спустя неделю чиновники горадминистрации вышли на проверку: действительно ли все так плохо с маршрутками и автобусами, как говорят люди? По итогам проверки в пресс-службе горадминистрации заявили: результаты неутешительные, в пятницу вечером уехать из центра в Заволжье сложно.

– Очень тяжело уехать, автобусы ходят в час пик очень плохо, – рассказала, в частности, чиновникам жительница улицы Якурнова – нового микрорайона в Заволжье. – Всегда в час пик стоя едем, на одной ноге. А если уехать не могу, то такси вызываю. Регулярно опаздываю из-за этого.

Другая женщина пожаловалась на то, что невозможно уехать ни утром, ни вечером. Хуже всего ситуация даже не в час пик, по ее словам, а после 20.00, когда автобусы перестают ходить.

– Мы увидели много нарушений по маршрутным такси, – рассказал по итогам проверки глава администрации Заволжского района Наиль Юмакулов. – Количества пассажирского транспорта не хватает. Постараемся его увеличить в часы пик.

Такие проверки, безусловно, нужны, но увидели ли чиновники весь масштаб бедствия? Вряд ли. Как это водится, о проверке сообщили заблаговременно: на интернет-порталах появились анонсы, в которых указывали и время проведения инспекции, и место. Разумеется, перевозчики были предупреждены. Когда о проверке известно заранее, все меняется ежесекундно. Например, несколько лет назад во время такого же мониторинга, когда на остановки вышли с утра пораньше чиновники горадминистрации и областного правительства, сопровождавшие их представители СМИ наблюдали, например, такую картину: на улице Камышинской на остановке «Универсам» как ни в чем не бывало останавливается комфортабельный экскурсионный автобус с гордой табличкой «67» (номер маршрута). Ошеломленные жители залезли в машину, расселись на мягких сиденьях и отправились на работу. Разумеется, автобус этот вышел на маршрут тогда в первый и, наверное, последний раз.

Именно поэтому сразу после проверки, проведенной 9 декабря, администрация города в первую очередь отчиталась словами «в целом транспорт работает по расписанию».

«Пассажиры скапливаются на 3-5 минут, подъезжают несколько маршруток одновременно и всех забирают. Некоторые пассажиры ждали автобусы №22 и 84 по 15-20 минут. Многие шли с перегрузом. Ситуацию спасали автобусы ПАТП», – сообщила пресс-служба администрации в Twitter.

Были бы такими отчеты в случае внезапной проверки? Вряд ли. Далеко не всегда на остановках было так много маршруток, как тогда.

Более того, проверки вообще лучше не проводить – о них так или иначе перевозчики узнают. Лучше просто периодически отправлять ответственных за ситуацию с общественным транспортом чиновников на работу и с работы на маршрутках. Тогда ситуация будет гораздо яснее. И, кстати, не только с работой общественного транспорта заволжского направления – от подобных проблем страдают все районы города.

А пока чиновники горадминистрации работают с той информацией, которая есть. Так, они уже успели заявить, что к срывам части рейсов приводят погодные условия и крупные ДТП, поломки машин. Говорят и о несоблюдении перевозчиками штатного расписания (странно, почему тогда проблемы с маршрутками – такая новость для чиновников, если рейды регулярные?).

Глава Управления дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Игорь Бычков также заявил, что существует проект, по которому за пять лет предполагается обновление маршруток на сумму более одного миллиарда рублей. Правда, источники финансирования -сами перевозчики, а они, может, и не знают о том, что им придется выложить кругленькую сумму. Обещано восстановить и спутниковую навигацию на автобусах, чтобы жители могли за ними следить онлайн. Более того, в город, как заявил Бычков в СМИ, пригласили специалистов из Москвы и Белоруссии, чтобы они помогли понять причину проблем общественного транспорта.

Активность после новых публикаций чиновники развернули. Главное, чтобы не свернули – потому что часто бывает так, что «работа кипит» только до тех пор, пока шум в СМИ не уляжется. По крайней мере, проблемы, которые существовали пять лет назад в сфере пассажирских перевозок, остались теми же.