Проект ОНФ «Оценим качество дорог!» с 2015 г. ведет работу по мониторингу качества объектов улично-дорожной сети, в том числе гарантийных дорог. За это время эксперты проекта провели дорожные мониторинги в 130 городах 82 регионов страны. На основании собранной информации эксперты проекта создали Дорожный рейтинг городов, публикация которого вызвала большой резонанс – некоторые мэры не ожидали увидеть свои города в списке аутсайдеров. В новом году их ждет новое испытание: активисты ОНФ планируют до сентября вновь посетить с дорожными проверками 84 региона и обновить Дорожный рейтинг.

За время работы проекта его эксперты тщательно изучили состояние более 1 тыс. дорожных объектов, находящихся на гарантийном обслуживании. В итоге было обнаружено множество дефектов покрытия на дорогах, отремонтированных в 2011-2016 гг., что позволяет говорить о неэффективности принимаемых местными органами власти мер по привлечению подрядчиков к выполнению своих гарантийных обязательств. А значит, подтверждается необходимость развития инструментов общественного контроля в дорожной отрасли, на которых настаивают активисты проекта.

По итогам своих инспекций было направлено почти 200 официальных запросов: в администрации муниципальных образований, главам регионов, прокуратуры субъектов, Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел РФ, управления ГИБДД субъектов и другие официальные структуры.

Поступило 183 ответа из 63 городов 41 региона. Так, в том или ином объеме были исправлены дефекты на проверенных гарантийных дорогах в следующих городах: Саратове, Ростове-на-Дону, Орле, Волгограде, Самаре, Тольятти, Симферополе, Севастополе, Перми, Ижевске, Пскове, Великих Луках, Ульяновске, Димитровграде, Краснодаре, Сочи, Энгельсе, Казани, Набережных Челнах, Йошкар-Оле, Соликамске, Перми, Орске, Нижнем Новгороде, Арзамасе, Кирове, Томске, Абакане, Омске, Ачинске, Мариинске, Кемерово, Иркутске, Чите, Улан-Удэ, Бийске, Барнауле, Горно-Алтайске, Черкесске, Элисте, Майкопе, Астрахани, Нальчике, Уссурийске, Владивостоке, Магадане, Биробиджане, Петропавловск-Камчатском, Зее, Белогорске, Боровичах, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Кандалакше, Кировске, Мурманске, Тихвине, Сыктывкаре, Кондопоге, Вологде, Борисоглебске, Архангельске, Апатитах.

«Можно говорить, что около половины всех выявленных нами дефектов устраняются. Правда, не всегда качественно и не всегда по гарантии. В следующем году планируется ремонт ул. Станиславского в Ростове-на-Дону, которая неоднократно попадала в после зрения активистов. Губернатор Саратовской области согласился с необходимостью отремонтировать дорогу Ртищево – Балашов, про которую активисты нашего проекта сняли видеосюжет. Прокурорские проверки в Саратове, Ульяновске, Махачкале, Сочи, Волгограде, Биробиджане, Воронеже, Курске, Набережных Челнах, Кызыле, Самаре, Перми, Ростове-на-Дону и других городах подтверждают наличие дефектов, виновные лица привлекаются к административной ответственности», – сообщил руководитель проекта «Оценим качество дорог!», депутат Госдумы Александр Васильев.

На основании собранной информации эксперты проекта создали Дорожный рейтинг городов. В качестве определяющих критериев выступили общее состояние улично-дорожной сети, состояние гарантийных дорог и эффективность работы. На эффективность работы влияют такие параметры, как качество дорожного покрытия гарантийных участков, стоимость квадратного метра ремонта дороги и гарантийный срок, который устанавливается на эти участки. Опубликование рейтинга вызвало большой резонанс. Некоторые градоначальники не ожидали увидеть свои города в списке аутсайдеров. Так, мэрия Чебоксар не согласилась с 13-м местом в рейтинге столицы Чувашии, а мэр Томска посчитал, что 97-е место города в рейтинге явно занижено.

Один из безошибочных способов выбросить деньги дорожного фонда на ветер и получить максимально низкое качество ремонта – проводить его без соблюдения нормативных требований. По этой причине активисты проекта провели работу по анализу закупок по дорожному ремонту и строительству, опубликованные заказчиками из 97 городов в 68 субъектах РФ. Проверке подверглись те аукционы, где выполнение работ было запланировано на конец октября, ноябрь и декабрь 2016 г. Согласно сайту госзакупок, в 35 из 97 городов собираются проводить ремонтные дорожные работы в холодное время года, что создает вероятность нарушения нормативов по температуре укладки асфальта. На основании проведенного анализа, а также более 130 обращений граждан, в которых они сообщали о дорожных работах, проводимых во время осадков и при минусовых температурах, эксперты направили более 30 обращений в администрации муниципальных образований и прокуратуры субъектов.

«Изучая ситуацию по всей стране, мы пришли к однозначному выводу – эффективное расходование средств дорожных фондов в регионах невозможно обеспечить без единого подхода к установлению гарантийных сроков на дорожные работы и обновления нормативной базы в области дорожного строительства и проектных работ. Эти два вопроса активисты ОНФ подняли на федеральном уровне: по результатам нашей инспекции тема гарантийных сроков на дороги прозвучала на Межрегиональном форуме ОНФ в Ставрополе. По итогам Форума президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поручил подготовить предложения по обязательному определению в государственных и муниципальных контрактах гарантийных сроков на результаты выполненных работ в сфере дорожной деятельности», – отметил Васильева.

Законопроект, инициированный экспертами ОНФ и устанавливающий обязанность заказчиков выдвигать гарантийные требования согласно постановлению Правительства РФ, сейчас находится на согласовании в Госдуме. А на Межрегиональном форуме ОНФ в Йошкар-Оле было сформулировано поручение Правительству РФ о необходимости скорейшего обновления нормативной базы в сфере дорожного строительства. Актуализация требований к строительству дорог, проектным работам позволит сэкономить значительные бюджетные средства и продлить срок эксплуатации дорожной сети, уверены эксперты Народного фронта.

Новая инспекция Общероссийского народного фронта «Оценим качество дорог!» стартовала 11 декабря. На этот раз первым регионом, который был проинспектирован, стал Крым. С декабря 2016 г. по сентябрь 2017 г. планируется посетить с дорожными проверками 84 региона: в декабре 2016 г. – Крымский полуостров, в январе-марте – Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, в апреле-июне – Центр, Северо-Запад и Поволжье, июль-сентябрь – Дальневосточный, Сибирский и Уральский федеральные округа. Помимо качества гарантийных дорог, отдельное внимание будет уделено дорогам, ремонтируемым в рамках федеральных проектов «Безопасные и качественные дороги» и «Наш двор», а также на средства от работы системы «Платон». По результатам проверок активисты обновят Дорожный рейтинг ОНФ.

Пресс-служба ОНФ

СПРАВКА
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года.  Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством. В рамках ОНФ созданы 5 рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.