Глядя вслед уходящему 2016 году, вспоминается достаточно много событий в культурной жизни Ульяновска.
Сколько впечатлений подарили нам наши театры своими новыми спектаклями, театральными фестивалями «Лицедей», «Александровский сад», «История государства Российского. Отечество и судьбы»! В Год кино фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души» порадовал премьерами отечественных фильмов, встречами с замечательными киноактерами. Выставки в музеях, вернисажи ульяновских художников, библиотечные форумы и праздники, молодежные акции добавили свои краски в общую картину событий.
Однако сегодня хотелось бы напомнить о некоторых творческих людях, которые нас восхитили и которые были героями наших публикаций в 2016 году. Без их таланта, фантазии, энергии были бы невозможны ни фестивали, ни спектакли, ни выставки.
«Державы» горячая медь
В начале декабря Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава» отметил 15-летие своего основания.
Незадолго до юбилея его художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный артист России Валерий Уткин, кстати, именно в этом году получивший в руки бразды правления над этим коллективом, рассказывал нашему корреспонденту о важности духовых оркестров:
– Они способны играть все! В советское время в Ульяновске, как и в любом другом городе, на каждом заводе, в каждом учебном заведении были свои духовые оркестры. Сейчас же в Поволжье их по пальцам можно сосчитать. Это несправедливо! Убежден, духовые оркестры надо поддерживать, ведь музыка, которую они исполняют, ведет к доброму, к созиданию, и даже к подвигам. Сколько людей под нее в военные годы вслед за трубачом шли в атаку!.. Вообще, духовой оркестр – самый демократичный. Народные оркестры есть у многих национальностей, а духовой – он для всех. И мы играем и русскую, и татарскую, и еврейскую, и любую другую музыку.
Действительно, мелодиями разных народов и стилей «Держава» на своем юбилейном концерте в Большом зале Ленинского мемориала зажигала сердца слушателей. Задуманный «Парад дирижеров» получился блестящим! По очереди за дирижерский пульт вставали известные музыканты из столицы, Нижнего Новгорода, Сызрани. Радостным стало сообщение о том, что в Ульяновской области создано региональное отделение недавно созданной Всероссийской ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах.
Но неожиданно оказалось, что у этого концерта есть горькое послевкусие. Недавно всю страну потрясло известие о катастрофе Ту-154. В том самолете вместе с пассажирами и своими музыкантами летел один из именитых гостей «Державы» – директор и художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии генерал-лейтенант Валерий Халилов. Увы, концерт в Ульяновске стал для прославленного дирижера и композитора одним из последних в его жизни. Пусть земля будет пухом всем, кто погиб в этой катастрофе…
“Домовой” театра
Яркий художник, мастер сценографии из Уфы Владимир Королев за один сезон-2015/2016 оформил в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова два спектакля, ставших явлением в театральной жизни города.
Это «Кабала святош» по М. Булгакову и «Лисистрата, или Ода женщине» по Аристофану.
Красочные декорации, костюмы и световое оформление Владимира Королева к этим постановкам вызывают в зрительном зале что-то вроде потрясения. Они впечатляют масштабностью и образностью сценических конструкций, изощренной фантазией, метафоричностью и чувственностью, множеством выразительных деталей. Под каким-то их магическим воздействием зрители с головой погружаются в атмосферу эпохи и действия на сцене, начинают воспринимать происходящее там особенно остро и «как в жизни».
В интервью «УС» Королев так определил миссию театра в обществе:
– Он сродни умной книге: не явно, а подспудно облагораживает души, вырабатывает защиту от пошлости, всего дурного. Поэтому когда сокращают его финансирование, экономят на художественном оформлении спектаклей, это все равно, что из книги вырывают страницы. Это работа против будущего своей страны.
Интересно, что самого его, в годы студенчества в Орле, стать театральным художником подвигли впечатляющие спектакли Юрия Копылова, возглавлявшего в этом городе молодежный театр. Позднее Копылов стал легендарным худруком и главным режиссером драмтеатра в Ульяновске. Круг судьбы замкнулся, когда Королев в этом театре в этом году поставил спектакль «Лисистрата» уже с сыном Копылова, молодым режиссером Максимом Копыловым.
Владимира часто называют волшебником театра, потому что он умеет создавать сказки на сцене. А еще его называют домовым. Это потому, что пропадает в театре днем и ночью. Вообще, как он признается, 90 процентов времени, когда не спит, у него занимает театр и только театр!..
Счастье прожить жизнь в искусстве
В октябре народный художник России, член Союза художников России Аркадий Егуткин подарил 30 своих произведений Ульяновскому областному художественному музею.
Это произошло на открытии выставки Аркадия Ефимовича «Мифологемы творчества» в Музее изобразительных искусств ХХ-ХХ1 веков. Незадолго до этого живописец и график не пожалел своих картин еще для одного ульяновского музея – краеведческого.
Творчество мастера высоко ценится знатоками и зрителями. Оно наполнено глубоким философским смыслом, символами. Обладающие высоким художественным качеством серии работ Аркадия Ефимовича с мифологическими, библейскими сюжетами и на современные темы заставляют зрителя размышлять о смысле и парадоксах жизни.
Как признается Егуткин, в молодости он категорично считал, что если уж быть художником, то непременно великим. Иначе заниматься искусством не стоит – так он думал сначала. Но судьба устроила ему встречу с самим Аркадием Пластовым. Аркадий Ефимович познакомился с ним в Москве, приезжал в Прислониху. И не без влияния Пластова выбор был сделан в пользу живописи. Уже потом, со временем, Егуткин, по его словам, понял, какое это на самом деле счастье прожить жизнь в искусстве.
Его дары музеям – своеобразный подарок самому себе к 80-летнему дню рождения.
Когда исполняются мечты…
В июне наша редакция получила приятное известие: специальный корреспондент газеты Евгений Сафронов стал лауреатом Международной литературной премии имени Ивана Гончарова за сборник повестей и рассказов «Ерошкин – предсказатель из Кувая».
Статьи этого талантливого журналиста ранее уже были отмечены областными и всероссийскими наградами. Литературная премия принесла ему признание как писателя.
Темы для своих прозаических произведений наш Женя черпает во время фольклорных экспедиций, в которые начал ходить еще со времен студенчества. Наука – еще одно его призвание. Как фольклорист Евгений записывает рассказы о снах, которые переносят человека в иные миры. Результатом этой работы молодого ученого стала защита кандидатской диссертации.
Женя мечтал издать свою научную монографию «Сновидения в традиционной культуре», но средств на это все не хватало. И вот теперь благодаря Гончаровской премии совсем недавно она увидела свет. Поздравляем автора с этим радостным событием!
Кстати, Евгений только что закончил новый роман. Будем ждать и его публикации!
«Николай Карамзин. История в некотором смысле…»
Проект под таким названием в течение всего 2016 года, проходившего в России под знаком 250-летия со дня рождения этого нашего замечательного земляка, наше издание реализовывало совместно с Ульяновским областным краеведческим музеем. Мы рассказывали о жизни и деяниях Николая Михайловича, связанных с ним достопримечательностях в нашем городе.
Подобно человеку эпохи Возрождения, Карамзин был личностью многогранной: переводчик, писатель, поэт, журналист, издатель, ученый, историограф, тонкий политик. Его «Письмами русского путешественника» зачитывалось не одно поколение образованных россиян конца ХVIII – начала ХIХ веков, глядя в Европу через карамзинское «окно», а его «История государства Российского», наделала, по выражению Александра Пушкина, в обществе «много шуму»: «Светские люди бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Вновь обращаясь к его трудам, понимаешь, насколько они современны. Словно отвечая тем, кто сейчас занимается переделками истории, он говорил: «Самая прекрасная выдуманная речь безобразит Историю, посвященную не славе Писателя, не удовольствию Читателей и даже не мудрости нравоучительной, но только истине, которая уже сама собою делается источником удовольствия и пользы».
Только такой мудрец, каковым он был, мог сказать: «Бог – великий музыкант, вселенная – превосходный клавесин, мы – лишь смиренные клавиши. Ангелы коротают вечность, наслаждаясь этим божественным концертом, который называется случай, неизбежность, слепая судьба».
А в конце жизни Карамзин понял, что главное в ней: «Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии; а (…) любить добро, возвышаться душою к его источнику; все другое (…) есть шелуха (…). Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро, спрашивайте у совести».
Чего, как говорится, и вам, дорогие читатели, желаем!